Раджа йога классическая методика для начинающих

Раджа йога и Королевское искусство

Раджадхираджа йога представляет собой систему духовного развития с корнями в индийских Ведах, Упанишадах, в дравидийских системах тантрических и других мистических системах Индии. Это путь, ведущий к цели йоги через медитацию и дисциплину. Раджа йога установлена в Йога Сутрах Патанджали.

Рекомендуемые принципы, запреты или ограничения. Принципы и правила, чтобы контролировать свои чувства, тело и ум. Это является основой духовного совершенствования. Без твердого фундамента духовный мир рушится при первом испытании. К ним относятся:

  • Ахинс – безвредность (поведение, мышление, чувства, как о других, так и о себе).
  • Сатья – правда.
  • Астейя – воровство.
  • Брахмачарья – умеренность.
  • Апариграха – трусость.

Главный принцип – не причинять вред другим. Если адепт будет поддерживать этот принцип, развивать отрешенность, его тело будет очищаться, а ум успокаиваться. К ним относятся:

  • Шауча – чистота тела и ума.
  • Сантоша – удовлетворение, благодушие, нега и спокойствие.
  • Тапас – самодисциплина.
  • Свадгьяя – изучение священной литературы.
  • Ишварапранидган – поклонение личному Богу.

Позиция тела, в которой человек учиться управлять своим телом и подготавливает себя к медитации.

Пранаяма

Контроль дыхания и дыхательные упражнения. Это поддерживает концентрацию и помогает сфокусироваться.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Эти первые четыре этапа Аштанги иногда называют хатха-йога.

Пратъяхара

Глубокое расслабление и контроль над физическим телом, контроль над своими чувствами.

Дхарана (dhāranā)

Концентрация. Искусство внимания и концентрации, повышения сознания в месте нахождения. Когда человек контролирует чувства и может перенести свое внимание на внутреннюю деятельность ума и достичь концентрации.

Дхьяна (dhyāna)

Медитация. Свободный поток концентрации, когда ум преобладает над мыслями, не задерживается на предмете концентрации, а сливается с ним.

Самадхи (samādhi)

Поглощение. Полное развития сознания и интуиции, сверхсознание. Самая высокая концентрация. Ум полностью отошел на задний план, есть полная идентификация с целью достижения состояния чистого сознания.

Это путь духовного развития, пробуждения, просветления и освобождения. В своей основе представляет синтез трех подготовительных этапов человеческого развития:

  • Карма.
  • Бхакти.
  • Джнана йога.

Йога Раджа начинается тогда, когда ученик начинает медитировать, осваивает дыхательные упражнения, асаны и мудры, позу лотоса, известную как Падмасана. Путь королевских йогинов и мудрецов начинается с принятия посвящения из рук передовых практиков адептов, имеющих разрешение и харизму гуру – мастера в правопреемстве королевских йогинов. Обычно упоминается о 12-ти или 18-ти степеней четвертого уровня знаний и практики.

Позиция является наиболее важным положением. Одна из лучших позиций для медитации и пранаямы. В этом положении часто изображали Будду. Позицию надо усвоить начинающим и знать продвинутым йогинам, которые имеют гибкие бедра и колени.

Асана уменьшает жесткость в коленях и лодыжках, тонизирует органы брюшной полости и позвоночника, помогает при ишиасе.

  1. Сядьте в положение Дандасаны (палки). Согните правое колено и охватите обеими руками правую ногу, тяните ее к себе.
  2. Поместите правую ногу у основания левого бедра. Правая пятка должна находиться на уровне пупка.
  3. Согните в колене и поднимите левую ногу, поместив ее как можно выше на правой ноге у основания правого бедра, ближе к пупку, так, чтобы подошвы ног были направлены вверх.
  4. Старайтесь приблизить к себе колени, помня о том, что они, как и прежде, должны лежать на полу.
  5. Прямой позвоночник вытягивайте вверх. Руки выпрямите и положите на колени, правую – на правое, левую – на левое, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы рук в кольцо.
  6. Взгляд направьте вперед и закройте глаза. Оставайтесь в позиции так долго, сколько можете.
  7. Вернитесь в Дандасану и измените положение ног.
  8. Повторяя положение, старайтесь увеличить время нахождения в Падмасана.

К преимуществам асаны относится:

  • тело отдыхает, не впадая в летаргию;
  • внимательный и бдительный ум;
  • полезна в практике пранаямы;
  • успокаивает, подготавливает к медитации;
  • стимулирует тазовую область, позвоночник, живот, мочевой пузырь;
  • растягивает лодыжки и колени;
  • последовательное выполнение этого упражнения во время беременности облегчает роды;
  • помогает избавиться от всех болезней и пробуждает космическую энергию Кундалини в нашем организме.

Новички должны выполнять упражнение под руководством опытного инструктора. Тем, у кого повреждены лодыжки и колени, поза противопоказана.

Медитация

Надо осознать себя как центр энергии, точкой света, которая связана со всеми световыми лучами, со всеми энергетическими центрами, существующими среди всех людей, населяющих планету Земля. Визуально улучшить свечение, стать сияющим центром, излучающим свет в единстве со всеми людьми, создавая совместно сеть из большого света, охватывающую планету чистой энергией.

Ощутить в себе центры света чакрами внутри тела, прежде всего центр головы Анджа и центр сердца Анахата. Углубить интенсивность свечения подобно яркой звезде, освещающей общий разум человечества. Осознать единство со всеми источниками света, освещающими человечество, вне сознательного разума.

И совершить самое основное путешествие – путешествие внутреннее, духовное, Путешествие к истине (Сатыам). Узнать о том, кто мы такие, находясь за границами обычного сознания, где действует духовная мощь бога Брахман.

Эта мощь дает практикам силу, позволяющую применить и использовать не привычную реакцию, а выбирать креативное творческое мышление. Позволяет не испытывать стрессы, конфликты, хаос, а ощущать спокойствие, мир, любовь и гармонию.

Медитацию йоги называют часто раджа йогой, что облегчает определение духовного пути. Раджа йога позволяет четко понять себя с точки зрения духовной или метафизической практики, помогает заново воспользоваться и обнаружить спящие в человеке положительные качества, позволяющие развить характер и создать новые отношения и реакции на жизненные ситуации.

Люди начинают вспоминать различные аспекты, касающиеся их, давно забытые хранятся в глубине их подсознания. Люди начинают понимать и ценить, чувствовать тишину, наслаждаться вкусом самоанализа и рефлекции. Королевская медитация «отключает» от вредных привычек мышления и эмоциональных паттернов, неправильного реагирования на ситуации.

В результате получают сознательный, положительный поток энергии, который улучшает качество людских взглядов, действий и взаимодействий.

Процесс направлен внутрь, на интернализацию, отучение от вредных привычек, соединение с божественными и духовными ресурсами. Восстановление самого себя становится постоянным личным вдохновением. Медитация представляет собой способ для развития самосознания, что ведет к самореализации (атма джняна). Она успокаивает ум, стимулирует интеллект, что позволяет достичь понимания через постижение духовных законов и принципов, которые поддерживают гармонию и могут принести обновление во всех сферах жизни на Земле.

Правильно направленная медитация дает каждому доступ к Богу Брахмана. Королевская медитация позволяет ощутить истинную сущность себя и принимать друг друга, как божественную душу (Атма – Пуруши), позволяет установить прямую связь с Брахманом – верховным источником чистой энергии и высочайшего сознания.

Как и в других специальных занятиях, для достижения удовлетворительных результатов в йогических практиках медитации, надо упорно трудиться. Все больше и больше людей в мире в своей повседневной жизни добавляет медитацию, как противоядие стрессам, так и как простой способ релаксации. Если ежедневно проводить краткие сеансы, будет становиться легче и потребность медитировать станет привычкой, вознаграждая усилия, вкладываемое в медитацию.

Только название таких «йогических» упражнений связано с термином «йога». Различной масти инструктора и их программы, не имеют ничего общего с аутентичной йогой, но используя йогу в названии, они хотят оживить курс гимнастики, проводимый в своем фитнес-клубе.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Медитацию можно охарактеризовать как достижение безграничных возможностей ума при условии приобретения искусственного контроля над мыслями. Ум (манас) можно сравнить с небом, которое часто покрыто темными облаками. Если бы получилось очистить его от облаков, увидели бы бесконечную синюю даль во всей своей красоте.

Обычно люди не обращают внимание на свои мысли, если их интенсивность не имеет размера психической патологии. Люди привыкли к определенным, избитым способам мышления, полностью идентифицировали себя с ними и им не приходит в голову, что могло быть иначе. Они не понимают того факта, что человеческий разум – все еще одна из самых больших загадок.

Они не знают также, что такое сознание (Цьиттам) и более глубокий уровень ума – подсознание.

Свойства человеческого разума выделяет людей среди живых существ. Но до тех пор, пока человек не узнает свой ум, он будет идти по жизни, не открывая завес своей индентичности.

Все большие духовные пути и науки говорят о том, что дорога к самопознанию ведет к возвращению к самому себе, к своему внутреннему миру. Дорога практическая – медитация, а раджа йога или ее упрощенный вариант, крийя йога – лучший инструмент.

Духовный путь познания

Асаны в раджа-йоге схожи с буддийскими пранаямами, т.е. специальными дыхательными техниками и соответствующими упражнениями. Считается, что в древности комплекс упражнений был более сложным и имел даже практики визуализации, как в тантре, но знания утеряны, а потому современные садханы не владеют ими.

Собственно раджа-йога – это вершина, заключительные ступени познания (с четвертой по восьмую из восьми). Прошедший этот путь человек отличается личностным развитием и духовным ростом, развитым состраданием и глубиной понимания мира, он обладает навыками самоанализа и глубокой медитации, которая и является основой самьямы (санъямы).

Изначальное название, которое носила Раджа-йога – Уро-йога. Это означает «Путь света и золотого блеска просвещения». Цель заключается в достижении просветления и реальности, невидимой за течением повседневности. Оно становится возможным при внутреннем духовном очищении, и способности возвыситься над материальными ценностями. Необходимо найти связь между телесным и духовным, разумом и сознанием.

Особую технику йоги раджи предлагают освоить во Всемирном Духовном Университете. Брахма Кумарис рассматривает йогу с позиции современных учений, значительно упрощая древнюю вариацию. В Духовном Университете основной практикой для достижения просветления считают медитацию. Чтобы достичь духовной чистоты и блаженства, участники сообщества должны соблюдать его главные принципы:

  • отказаться от продуктов животного происхождения;
  • исключить вредные привычки;
  • не вступать в физический сексуальный контакт;
  • служить высшему благу;
  • изучать слова Господа;
  • развивать скромность и смиренность.

Ученики Брахма Кумарис проходят совместные и индивидуальные курсы обучения. Занятия в Университете бесплатные, но добровольные пожертвования приветствуются — все учебные материалы и здания выкупаются учениками самостоятельно. Те, кто не может вносить денежные пожертвования, прислуживают в самом Университете и занимаются просветительской деятельностью.

На сегодняшний день практика царской йоги или Раджа-йоги обретает всё большую популярность. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что возникают всё новые и новые её версии и варианты.

Пожалуй, самый знаменитый центр, в котором пропагандируется именно это направление, — это Брахма Кумарис (является Всемирным Духовным Университетом Брахма Кумарис). Он выступает современным религиозным течением, основу которого составляет Раджа йога, как медитативная практика.

В Брахма Кумарисе предлагается весьма упрощённая и адаптированная для понимания и усвоения современным человечеством практика Раджа-йоги. При этом Брахма Кумарис заимствует часть своих положений из знаменитой «Йоги-Сутр», написанной Пантаджали.

  • Так приверженцам течения Брахма Кумарис запрещено вступать в интимные связи и употреблять мясо – они становятся вегетарианцами.
  • Кроме того, сторонники Брахма Кумарис должны отказаться употреблять спиртные напитки, курить или использовать наркотические вещества.

Основная цель данного течения – попасть в блаженное состояние полного счастья и благополучия.

Для этого учение базируется на четырёх главных принципах:

  • знании;
  • соединении в мыслях;
  • положительных качествах;
  • служении.

Число приверженцев Брахма Кумарис постоянно растёт, что указывает на высокую популярность данной разновидности йоги.

Философия Санкрии

Царская йога наиболее подходит для людей с высокой силой концентрации, поэтому ее еще рассматривают как «йогу концентрации». Ее конечным высшим этапом является понимание, что соответствует некоторым западным теологическим концепциям на тему божьей «благодати».

Очень важно, что в теории самой Раджа йоги, а также в других видах йоги и в Аюрведе, была философия Санкрии.

Этапы, на которых могут появиться различные необычные свойства и «чудеса» не обязательно означают самую высокую реализацию. Несмотря на наличие необычных свойств, которые часто появляются с развитием концентрации, практикующий (йог) должен продолжать расти и стремиться, чтобы узнать конечную, высшую и немыслимую реальность, называемую Брахман.

Принцип Санкрии

Необычные свойства у практикующего йогу могут появиться во время испытания Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Замечательный опыт созерцателя и необычные свойства могут возникнуть при подключении самого космоса (Аханкарам) или космического разума (Махат).

Практикующему надо постоянно расти, пока не достигнет невообразимого единства сознательного элемента (Пуруш) и бессознательного (Пракрити).

В китайской философии есть конечное единство, которое соответствует Тао – неразрывное единство Инь и Янь.

Раджа-йога: урок 1-й

В этом единстве Янь представляет осведомленность, Инь – бессознательное состояние. Янь рождает свет и сознание, Инь – жизнь. Это достигается в конечной фазе медитативного поглощения – упор делается на чистую природу Духа.

В некоторых системах тантрических полное духовное развитие рассматривается как дополнение к порядку восходящего и нисходящего. Оба движения дополняют и творят высшую истину и справедливость.

Можно сказать, что дерево санкрии представляет собой принцип Санкрии в порядке возрастания. В таком порядке человек и свет эволюционируют от чистой материальности к духовности.

Дерево Санкрии

  • Брахман – один без второго.
  • Пуруша – ноумен и сознание (дух).
  • Пракрити – неосознанный ноумен (природа).
  • Махат – космический разум.
  • Анахкара – сам космос.

Раджа йога подойдет для способных хорошо уметь концентрироваться. Ее еще называют «йога концентрации». В ее теории присутствует философия Санкрии. Ее основная мысль в том, что при помощи Раджа йоги можно развивать материальное в направлении духовного.

Даже ступени, на которых замечены, так называемые «чудеса», не должны стать конечной точкой развития. Раджа-йог должен не прекращать развитие для достижения наивысшей реальности – Брахман.

Те самые необычные свойства йогов проявляются во время практики Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Это происходит, когда подключается космос Аханкарам или космический разум Махат.

В учениях древнего Китая аналогом является единство бессознательного Инь и воплощения осведомленности Янь. Единение достигается как результат медитации, ее вершина.

Дерево Санкрии являет собой иллюстрацию принципа Санкрии, упорядоченного по возрастанию. Эволюция от материального к духовному:

  • Брахман – один без второго;
  • Пуруша – ноумен, сознание;
  • Пракрити – ноумен, неосознанное;
  • Махат – космический разум;
  • Анахкара – космос.

Развивая тело с помощью физических упражнений, человек укрепляет свой дух. Развитие духа позволяет совершенствовать разум. Достигнув предела на низшей ступени практики, йог переходит на следующую. Главное — не останавливаться до тех пор, пока не получиться достичь высшей формы развития сознания и перейти в другое состояние.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Познавший основу раджа-йоги становится безмятежным, а его сознание — открытым и легким. Практики полагают, что быстрее всего достичь высшей ступени получается у людей со спокойным уравновешенным характером.

Упражнения

Упражнения йоги просты, начинающему стоит начать с попыток осмысления себя и освобождения себя от мыслей. Первое из упражнений выполняется в тишине в максимально комфортной обстановке: расслабьтесь и сосредоточьтесь «внутри себя», замедлите течение собственных мыслей, осязайте каждую мысль и останавливайте ее, перестаньте думать.

Считается, что способность контролировать собственный мыслительный процесс является частью комплекса, направленного на контроль бессознательного

Липецкие королевы йоги: гармония души и тела

Второе упражнение, базирующееся на предыдущем, – сосредоточение. Вы уже умеете контролировать мысли, теперь научитесь думать о нужном, о тех вещах, которые важны, а не о тех, которые пришли. Садхан избавляется от ассоциаций и ненужной памяти, он подчинил мысль, но не мысль его.

Постигший эту технику способен контролировать и тело, ему не важна окружающая обстановка, он не чувствует жара и холода, он лишен моральных страданий, потому что он – властелин мира и собственного сознания.

Космическая мудра – особое положение пальцев рук, свидетельствующее об открытии человека миру и космосу

Третье упражнение раджа-йоги – собственно медитация. Начинающие медитируют по технике дза-дзен, но это не постулат. Мастер вполне может предложить и другие варианты. Выпрямите позвоночник, откройтесь, примите позу лотоса, если она вам подвластна. Сложите космическую мудру и успокойте дыхание, избавьтесь от мыслей и следите за дыханием, погружайтесь во вдох и выдох.

Раджа йога классическая методика для начинающих

РАДЖА-ЙОГА
(Санскр.) Истинная система развития психических и духовных сил и единения со своим Высшим Я – или Верховным Духом, как его называют непосвященные. Упражнение, управление и сосредоточение мысли. Раджа-Йога противопоставляется Хатха-Йоге , физической или психофизиологической тренировке в аскетизме.

Если каждый день уделять время этим занятиям по Раджа йоге, то глаза останутся здоровыми на долгие годы:

  • При ощущении усталости глаз надо прикрыть их руками.
  • Каждые полчаса, надо отрываться от монитора и быстро мигать – таким образом глаз увлажняется.
  • Периодически надо переводить взгляд на дальние объекты.
  • После часа работы прерваться на 5 минут – рисовать на поверхности стола круги разного диаметра, следить в это время за пальцем.
  • Через 30 минут работы надо найти глазами любой объект в помещении и обрисовывать глазами его по контуру.
  • Затем делать движения глазами в такой последовательности: вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали в углы экрана.
  • Совершить вращение глазами в разные стороны по очереди. Глаза прикрыть.
  • После сделать несколько глубоких вдохов.
  • Поморгать и открыть глаза.

Палминг

  • Сидя на стуле с прямой спиной прикрыть ладонями глаза – пальцы в районе лба, локти лежат на столе. Представить темноту – чем чернее, тем лучше.
  • Предаться приятным воспоминаниям.
  • Дыхание должно быть ровным и спокойным, с ощущением комфорта и уюта.
  • Можно подключить звуковую стимуляцию.
  • Приятные мысли должны свободно мелькать в воображении.
  • Затем надо открыть глаза, убрать руки от лица и поморгать. Если глаза заслезились, значит что упражнение выполнено верно.
  • Сделать 5 раз подряд.

Моргание

  • Упражнение выполняется элементарно, но при этом эффективно очищает глаза.
  • Надо не торопясь моргать, плотно прикрывая веки и не морща лицо.
  • Один глаз держать открытым, другим моргать, при этом делая массаж лба.
  • Повторить со вторым глазом.

Необходимо всегда помнить про то, что физический аспект всех практик, упражнений на дыхание и медитативных практик не находится в приоритете, это всего лишь средство, которое призвано достичь духовное совершенство.

В «царской йоге» нет целей насильно постигать все знания. Чтобы достичь нужную цель, весь процесс разбит на стадии:

  1. устранить негативные чувства и проявления;
  2. развить в себе положительные свойства, умения и чувства;
  3. накопить прану;
  4. пройти разные состояния сознания;
  5. самадхи.

Совместно с обыкновенными видами упражнений, которые, возможно, вы найдёте, как слишком простые, известна также техника по правильному дыханию. Она выступает очень важным этапом, который требует достаточного внимания. Умение брать своё дыхание под контроль появляется не только с опытом, но также для этого потребуется приложение больших усилий.

  • Изначальное упражнение – задержать дыхание. Задержка дыхания по времени должна в два раза превышать выдох и в четыре – вдох.
  • Вторая стадия – максимально замедлить мыслительные процессы до такой стадии, чтобы все лишние мысли просто исчезли из вашей головы. При этом психика сможет отдохнуть, но будет постоянно контролироваться вами. В будущем благодаря этому вы научитесь контролю и своего бессознательного.
  • Третья ступенька – медитативная практика. Выступает глубинным погружением в недры себя и поможет с ходом времени освоить искусство осознания своей духовной сущности.

Чтобы уметь контролировать разум от вас понадобится освоение способов контролировать собственное тело. Например, в Раджа йоге достаточно популярна Эка Пада Раджакапотасана (известная также как «поза царя голубей»). При её выполнении необходимо сильно выдвинуть вперёд грудную клетку, что очень схоже с горделивым поведением данной птички.

Указанная поза может выполняться в разных вариациях, при этом ноги оказываются в том либо ином положении. Для выполнения асаны следует сесть на пол, как правило, одну ногу поджимают под себя, а вторую отводят назад, сгибая в районе колена, и поднимают наверх.

Верхнюю часть тела вытягивают наверх и подтягивают к приподнятой стопе, выгибаясь вперёд, как дуга. Подобное упражнение улучшает снабжение мозга кровью и позволяет «вытянуть» позвоночник, что в свою очередь нормализует умственные процессы.

В чем цель раджа-йоги

Раджа-йогу нередко называют йогой Медитации, однако определить ее не так просто, как , и , поскольку она в каком-то смысле является комбинацией перечисленных путей.

Как мы уже говорили, афоризмы мудреца Патанджали составляют основу этой йоги. Он поделил Раджа-йогу, называемую также , на восемь ступеней: , и (Более подробно об этих ступенях Вы можете почитать в статье «Восемь ступеней йоги»).

Основным упражнением Раджа-йоги является йоговская медитация – Самьяма. Патанджали выделил три ее ступени – Дхарана (концентрация), Дхьяна (сосредоточение) и Самадхи (соединение с Божественным).

Раджа йога классическая методика для начинающих

Раджа-йога – это путь освобождения от страданий. Она учит о существовании страдания, его причине, освобождению от страдания и средствам его достижения. Практика этих средств ведет к освобождению и вечному блаженству.

Неведение – это причина страданий. Следуя данному пути, душа осознает, что она свободна и независима.

Методы Раджа-йоги основаны на понимании «непостижимых» для обычного человека законов, а также на последовательной работе со своим «Я». Она не отрицает какие-либо факты на том основании, что их сложно объяснить, но вместе с тем она показывает, что сила и вера в чудеса не могут быть объяснены присутствием «существа над облаками». Поскольку вера в него может заставить человека считать, что он слаб по своей природе.

Раджа-йога учит, что мы обладаем всеми необходимыми средствами для удовлетворения всех своих нужд, представляя собой «капельки в бесконечном океане силы и знания, который находится вне человечества». Она учит также, что в природе существуют грубые и тонкие явления. При этом последние являются «причинами» и не ощущаются нашими органами чувств, а грубые – следствиями, которые мы чувствуем. Практика Раджа-йоги помогает человеку обрести совершенство восприятия.

Путь этой йоги невозможен без идей непревязанности, несуществования отдельности человека, стиранием границ между ним и всем окружающим миром.

Практикующий должен понимать, что следование по данному пути невозможно без чуткого и непрерывного руководства опытного учителя, поскольку тот способен определить те методики, которые помогли бы ученику добиться успеха. В Раджа-йоге нет единых правил и путей, подходящих каждому.

Существует три класса стремящихся, каждому из которых данная йога предписывает определенные практики. Лучшему последователю – медитацию на Высшее Я, среднему – различные йоговские действия (крийю, аскезу, изучение священных писаний и предание себя Богу), для начинающего стремящегося – восьмиступенчатую садхану.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Итак, основная цель Раджа-йоги – разрушение нечистоты ума, преодоление неведения и устранение волнений ума. Следует помнить, что управление мыслями не является самоцелью на этом пути, но лишь средством для достижения возможности руководить реальностью и освобождения.

Человек учится осознавать различные сферы ума: сознательные, сверхсознательные, подсознательные и запредельные. Сама Раджа-йога направлена на то, чтобы практикующий научился превосходить свое физическое тело и стремился ориентировать сознание на внутреннюю среду.

Можно сказать, что целью этого пути является приближение к высшему сознанию. Но перед этим Раджа-йога доказывает саму возможность существования этого сознания, рассказывая о людях, достигших «пробуждения ото сна». Кроме того, она говорит о том, что психика человека представляет систему искривленных стекол, через которые мы не можем увидеть настоящее «изображение».

Пожалуй, главной задачей, которая стоит перед начинающим путь Раджа-йоги, является достижение способности не думать, сдерживать по собственной воле волнения ума. Только овладев этим умением, человек может услышать мысли других людей, все голоса природы, голос собственного тела, ощутить голос безмолвия, который способен открыть ему все скрытые истины и тайны.

Считают управление дыхательной системой
. От нас требуется ощутить неприметнейшие движения, происходящие в нашем теле: мы приучили свой ум наблюдать происходящее вовне нас, не замечая того, что происходит внутри. Чтобы управлять этими неприметными движениями, нужно прежде всего заметить их. Нервные импульсы идут через весь организм, наполняя жизнью и активностью каждую мышцу, но мы ничего не чувствуем.

Что нужно для упражнений пранаямы:
сядьте прямо, тело должно быть распрямлено. Хотя спинной мозг не прикреплен к позвонкам, он все же находится внутри них. Не распрямившись, вы не даете распрямиться и освободиться и спинному мозгу. Всякий раз, когда вы пытаетесь медитировать, не выпрямив позвоночника, вы наносите себе вред.

Три части тела – грудь, шея и голова – должны постоянно составлять прямую линию, и вы скоро обнаружите, что научиться держаться прямо не труднее, чем дышать. Затем нужно взять под контроль нервы. Мы уже говорили, что нервный узел, управляющий дыханием, в известной степени оказывает воздействие на нервную систему в целом, поэтому так важно приучить себя дышать ритмично.

Итак, первое упражнение
заключается в том, чтобы просто-напросто размеренно вдыхать и выдыхать. Это гармонизирует организм. Через некоторое время полезно будет прибавить к этому повторение священных слов, таких, как «Ом»19 или других
. В Индии вместо счета раз-два-три-четыре употребляются символические слова, поэтому я и советую повторять в уме «Ом» или другое священное слово.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Пусть слово «Ом» входит в вас или выходит из вас вместе с дыханием, ритмично, гармонично, и вы скоро почувствуете, как ритм охватывает все ваше тело. Только тогда вы поймете, что такое настоящий отдых. По сравнению с этим ощущением даже сон не дает такого отдыха. Успокоятся самые истрепанные нервы, и вы почувствуете, что никогда раньше не отдыхали так хорошо.

Первые результаты упражнений скажутся на выражении лица – исчезнут резкие складки и, по мере того как успокаиваются мысли, спокойствие проступит и на лице. Затем изменится голос, он станет красивее. Мне не приходилось встречаться с йогом, чей голос не был бы приятен.
Но до этих изменений должно пройти несколько месяцев, однако, после того как в течение нескольких дней вы проделывали простые дыхательные упражнения, вам нужно перейти к более сложным.

Медленно наполните легкие через ида, левую ноздрю, сосредоточенно следя за сопутствующими нервными импульсами. Следите за тем, как вы направляете нервный импульс вниз по позвоночному столбу, где импульс сильно и резко раздражает последний нервный узел, основной лотос, треугольный по форме, в котором и находится Кундалини.

Задержите там импульс. Представьте себе, что вместе с медленным выдохом вы направляете этот нервный импульс вправо и через пингалу выводите его сквозь правую ноздрю. Это упражнение покажется вам немного трудней; для облегчения лучше всего закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно втягивать воздух через левую, затем, зажав обе ноздри большим и указательным пальцами, представить себе, как вы направляете нервный импульс вниз по сушумне и он ударяет по ее основе, а потом отнять палец от правой ноздри и выдохнуть воздух.

четыре секунды на вдох, шестнадцать – на задержку дыхания и восемь – на медленный выдох. Это и составляет пранаяму. Одновременно нужно думать о базовом лотосе, треугольном по форме, сосредоточить внимание на этом нервном центре. Воображение может оказать здесь большую помощь. Следующий вдох делается медленно, но за ним сразу следует выдох, также медленно, затем идет задержка дыхания на тот самый счет, что и раньше.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Разница в том, что в первом случае дыхание задерживается на вдохе, во втором – на выдохе. Второй вариант легче. Упражнение с задержкой дыхания на вдохе нельзя делать больше, чем четыре раза утром и четыре раза вечером. Со временем можно наращивать и число упражнений, и время задержки дыхания.
Вы сами почувствуете, когда у вас появятся силы для этого, кроме того, упражнения должны доставлять вам удовольствие.

Из трех вышеперечисленных процессов очищения нервов первый и последний не составляют ни труда, ни опасности. Чем дольше вы делаете первое упражнение, тем спокойнее вы становитесь, пока наконец вы не сможете просто произнести слово «Ом», даже во время работы, и оно успокоит вас.
Если серьезно заниматься упражнениями, то наступит день, когда пробудится Кундалини.

Кто просто делает упражнения дважды в день, скоро испытает некоторое успокоение тела и духа, а также обретет приятный голос, но лишь те, кто пойдет дальше этого и испытает пробуждение Кундалини, те начнут преображаться, и книга знания откроется перед ними. Собственно говоря, вам больше не потребуется обращаться к книгам за знанием, ваш ум станет книгой, содержащей в себе все знание.

Я уже рассказывал о токах ида и пингала, струящихся по обе стороны позвоночного столба, и о сушумне, расположенной внутри него. Они есть у каждого животного, у всех позвоночных, но йоги считают, что даже у обычного человека сушумна закрыта и, в то время как ида и пингала распределяют энергию по организму, ее действие не ощущается.

Сушумна открыта только у йогов.
Когда она открывается и энергия поднимается по ней, мы выходим за пределы чувственных восприятий, обретаем сверхчувственные, сверхсознательные качества, выходим из границ интеллекта в пределы, недосягаемые для логических построений. Главная цель йоги – открытие сушумны, вдоль которой расположены нервные центры, или, выражаясь метафорически, лотосы.

Ниже всех помещается муладхара, ею заканчивается спинной мозг, затем выше идет свадхистхана, третий лотос – манипура, четвертый – анахата, пятый – вишудха, шестой – аджна, и седьмой, тысячелепестковый лотос сахасрара, помещается в головном мозгу.
Пока что нас будут интересовать только два лотоса, нижний и верхний – муладхара и сахасрара, потому что энергия должна быть высвобождена из муладхары и доставлена в сахасрару. Йоги утверждают, что из всех видов энергии человеческого организма наивысшей является та, которую они называют оджас.

Моргание

Восемь ступеней аштанга-йоги

Раджа йога классическая методика для начинающих

Путь мастера йоги начинается с прохождения восьми ступеней аштанга-йоги. Каждая ступень концентрируется на развитии определенных качеств. Невозможно перейти на следующий уровень, не освоив предыдущий, и для каждого человека время прохождения пути свое — от нескольких месяцев до нескольких лет.

Ступени аштнга-йоги:

  1. Яма. Это — начальная ступень, на которой йог осваивает моральные каноны, ограждающие его психику от влияния негатива. Переживание отрицательных эмоций делает человека уставшим, раздраженным и несчастным. Проходя Яму, он изучает основные принципы практики йоги: отказ от физического насилия, воздержание от соблазнов, преодоление потребности во вранье, присвоении чужого и получении одобрения.
  2. Нияма. Отказываясь от пагубных практик, человек должен вместо них освоить добродетели: научиться очищению, дисциплине, почитанию аскетичного образа жизни, изучению священных текстов и созерцанию Бога.
  3. Асана. После предварительной моральной подготовки йог переходит к изучению асан — особых поз, помогающих слить воедино ментальное и физическое тело. Фиксируя асану, человек усмиряет хаотичные мысли, учится освобождать ум.
  4. Пранаяма. Праной называют особое дыхание, а пранаямами — техники дыхания, позволяющие научиться управлять внутренними потоками энергии.
  5. Пратьяхара. Практика отречения от внешнего и внутреннего мира. Человек избавляется от всех накопленных переживаний и впечатлений, становится пустым сосудом, которым можно управлять силой воли.
  6. Дхарана. На этом этапе йог осваивает умение концентрироваться. Сосредотачивая внимание на конкретном предмете, он учится управлять вниманием и переключать его с внешнего мира на внутренний.
  7. Дхьяна. Эта ступень освоения медитации. Человек не просто раскрывает сознание, а учится объединять его со Вселенной.
  8. Самадхи. Ступень, которая объединяет предыдущие. Чтобы перейти на нее, йог должен научиться достигать полного просветления. Обретя свое внутренне «Я», человек отказывается от мирской жизни и посвящает себя людям.

После освоения всех ступеней, мастер йоги переходит на профессиональный уровень и уже не может вернуться к обычной жизни. С этого момента начинается путь к истинному мастерству, приближающему к божественной сути.

Патанджали без тайн

Хоть Патанджали сыграл ключевую роль в развитии некоторых основных систем индийской философии, он остается загадочной и вездесущей фигурой.

До сих пор все, что связано с рождением и детством Патанджали окутано тайной, еще менее широко распространены знания о важности и значимости его вклада в развитие основных дисциплин, которые пронизывают все аспекты нашей жизни.

Среди индологов до сих пор ведется непрекращающийся спор о точном времени рождения Патанджали, но предполагают, что великий йог родился между 150 и 200 годами до н.э. Выдвигают идею, что отцом великого мудреца был Атрии, а мать – Анусуйя. Одна из версий истории его жизни была включена в текст под названием Патаньджаличаритам, датируемый 17 в. и подписанный йогом Рамабхадрен Диксхитара. Текст не так легко доступен.

Одним из главных достижений Патанджали (и наиболее известным) является его работа по учению йоги, йога-сутра, часто упоминаемая, как «Йога-сутра Патанджали». Он первый систематизировал науку йоги и его работа стала основной точкой отсчета для последующих поколений йогов. Ее содержание и теория может оказаться большим сюрпризом для йогов сегодня.

В своей философии он центрируется вокруг вопросов разума, формирует постулаты преобладания ума над материей, с помощью которых можно улучшить свое настроение, и о том, что понимает под этим человек:

  • поддержание здоровья;
  • исцеление тела;
  • укрепление духа и состояние ума.

Большинство йога сутр говорит о проблемах, связанных с пониманием действия ума, подчинением его дисциплине и открытии его высокого потенциала.

Ограничивать йогу только в области ума было бы неуважением. Патанджали хорошо понимал, что человек состоит из множества связанных между собой слоев, которые воздействуют на ум и наоборот. Поэтому он ввел ряд инструментов, при помощи которых можно оказывать положительное влияние на каждую область сложной человеческой природы.

Тот факт, что великий учитель представил ее несколько тысяч лет назад, действительно экстраординарный. Это стало огромным толчком в философской мысли, а также стимулом для развития многих, более поздних течений духовности и целебных методов.

Доктор Патанджали

Великому йогу приписывают авторство трактата о Аюрведе – ссылка на него находится в нескольких текстах более позднего времени. Одиннадцатый текст Чарака Самхита, автора Чакрапанего, и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, приписывающий йогу текст медицинского характера Чаракапратисамскритах (ныне утраченный), который является обзором (пратисамскритах) трактата авторства Чарака.

Великий учитель занимался не только изучением природы разума, но и был доктором традиционной индийской медицины – аюрведы.

Его мастерство просматривается в йога-сутре, где красивые и мощные афоризмы оказывают сильное влияние на читателя и подчеркивают его большую способность понимать тонкости человеческого тела в различных аспектах. Можно сказать, что его работа по телу йоги оказалась самой значительно среди работ, и он сам был известен как знаменитый мастер йоги, т.к. эта область его достижений была выше всех других. Он первым рассматривал йогу как науку, и поэтому его считают основателем философии йоги.

С философской точки зрения древний трактат полагает, что существуют два противоречащих друг другу принципа: дух (пуруша) и природа (пракрити). Пуруша становится создателем всех живых существ. По Патанджали, каждый человек имеет свой Пуруша, который пассивен в формировании их роли на Земле. И наоборот, Пракрити является динамическим и имеет смысл до тех пор, пока дает направление Пуруша. При сочетании совместных действий возникает Анахкара (индивидуальность) личности.

В оригинале человек переживает блаженное состояние самого Пуруши, и лишь под влиянием Пракрити пробуждается его самосознание. После этого происходит просветление и осознание мира. Этот вечный мир является целью йоги. Человек может достигнуть его, когда научится понимать свое тело и заставит измениться сознание.

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Основное достижение йога, благодаря которому он стал так широко известен – йога-сутра, известная как «Йога-сутра Патанджали». Он смог упорядочить эту науку и следующие практикующие йоги ориентировались на его труды.

На сегодняшний день Раджа-йога воспринимается больше как набор сложных физических упражнений, хотя в трудах Патанджали она является в большей степени дисциплиной ума.

Известный йог в своем учении говорит о том, что разум превыше материального. Следуя его философии человек может улучшить свое состояние:

  • поддержать здоровье;
  • вылечить тело;
  • укрепить дух и ум.

В большинстве своем учения по йоге говорят о поиске высокого потенциала ума и новых горизонтов сознания. Патанджали описывал комплексный подход, учитывая, что человек складывается из многих составляющих в разной степени воздействующих на ум. Он предложил инструменты, с применением которых йогом оказывается воздействие на каждую составляющую человеческого естества.

Патанджали одним из заговорил о том, понимание жизни и духовная трансформация происходят через соединение психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. На сегодня его концепция йоги также остается достаточно сложной, несмотря на развитие технологий и науки. Тем более выдающимся является факт, что его трактат был написан тысячи лет назад. Он послужил отправной точкой в развитии многих духовных практик, йоги и возможностей целительства.

Йог не только изучал границы разума, но практиковал аюрведу, традиционную медицину Индии. Великий учитель скорее всего был автором трактата о Аюрведе. В трудах, написанных позже по времени есть ссылка на этот текст. Это одиннадцатый текст Чарака Самхита, являющегося автором Чакрапанего и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, который рассказывает о том, что Патанджали автор утраченного текста по медицине Чаракапратисамскритах. Он представляет собой описание (пратисамскритах) трактата Чарака.

Патанджали в своей работе представил йогу в непривычном качестве науки и он по праву считается основателем этой философии. Йога-сутра изобилует необычными афоризмами, способными захватить читателя и говорящими о том, что доктор знал все нюансы строения человеческого организма.

В своем учении йоги Патанджали говорит о существовании двух основах, которые противоречат друг другу – Пуруша (дух) и Пракрити(природа). Пуруша создает все живое. Каждый из людей обладает собственным Пуруша, но он пассивен. А Пракрити имеет активную роль и значим, пока определяет направление духа. При их сочетании появляется Анахкара личности, что означает индивидуальность.

Человек находится в состоянии Пуруши, но лишь под влиянием Пракрити его самосознание просыпается и наступает просветление. Цель занятий йогой – достичь этого состояния вечного мира. Для его достижения человек должен полностью изучить свое тело и изменить сознание.

Йога Патанджали предполагает восемь степеней, поэтому ее второе название – аштанга («ашт» значит восемь, «анга» значит конец). Практика предписывает поочередно постигать все степени.

Больше чем жизнь – или миф

Несмотря на то, что трудно понять, как один человек мог сделать так много, история показывает, что время от времени, такие личности появляются в мире. В индийской традиции это характерно для великих йогов былых эпох. Гениальность сопровождается большим уважением последователей и учеников, и даже отнесением своего учителя в ранг божеств, независимо от желания объекта поклонения.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Поэтому, когда политеистические традиции Индии составляли списки божественных существ, некоторые йоги решили, что лучше всего представить Патанджали, что способствовало рождению мифов и легенд вокруг его личности.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Американский писатель Вильям Аткинсон (йог Рамачарака) активно занимался популяризацией индийской философии в стране. Его книга «Раджа-йога» необычайно популярна, написана доступным языком и объясняет, что сознание не зависит от тела. В ней также указано, каким образом люди могут получить совершенные знания о самих себе и отделаться от ошибочных знаний.

Упражнение 1

Найдите такое положение, чтобы было удобно и вы свободно себя чувствовали, чтобы тело не отвлекало внимание, полностью расслабьтесь, чтобы ликвидировать любое напряжение в мускулах и почувствовать легкость.

  1. Найдите спокойное тихое место и выбросьте беспокоящие мысли, позвольте уму свободно плавать в пространстве.
  2. Когда ум перестанет метаться и успокоится, все внимание уделите мысли «Я есть». Созерцайте себя как нечто отдельное от тела, свободное, неуязвимое и бессмертное.
  3. Подумайте о себе в таком ключе некоторое время, затем воспримите свою бестелесную оболочку, как нечто особенное, способное управлять умом.
  4. Убедитесь, что ваш ум перестал метаться, стал умиротворенным, вас не так сильно тревожат мысли, поступающие из вне.
  5. Стимулируйте ум и укажите путь к рассмотрению своего «Я», как единого целого с жизнью, силой, разумом и бытием. Ощутите, как вас переполняет спокойствие, неизвестное вам ранее – ваш ум будет подвластен вам.
  6. Ликвидируйте мысли о суетном мире, сосредоточьтесь и погрузитесь в свое «Я есть».

Опыт придет со временем. Целью является суммировать энергии вместе и сосредоточить их внутри человека.

Отождествите ум со своей сущностью, своим «Я», а затем перейдите к «есть, есмь», означающим реальность. Объедините эти два слова в единое целое – создайте сильное средство сосредоточение мысли внутри себя.

Повторяйте занятия пока не выработается практика легко входить в состояние фокуса. Действие приносит облегчение и отдых уму, утомленному телу, нервам.

Необходимо всю силу ума собрать вместе, сосредоточить и остановить внимание на выбранном вами объекте. Несмотря на кажущуюся легкость, на практике осуществить действие достаточно трудно, т.к. вниманию свойственно рассеиваться и направляться к другим предметам. Постоянные тренировки позволят вам достичь желаемого результата.

Некоторые, постигнув науку сосредоточения, забывают о контроле над умом и начинают зависеть от него, позволяя стать уму практически непроизвольным, забывают о себе и необходимых делах. Ум начинает властвовать над ними.

Те, кому удалось обуздать ум, мысли и рассуждения, направленные в нужное русло. Они всегда помнят, что умом нужно управлять, не позволяя ему взять верх над вами.

  1. Упражнение полезно начинающим, делающим первые попытки удержать внимание и сосредоточиться.
  2. Выберите объект и удерживайте ваш ум только на нем, абстрагировавшись от всего.
  3. Рассмотрите форму предмета, его величину, материал из которого он сделан. Подумайте, для чего он предназначен, из чего состоит, рассматривая каждую составляющую в отдельности.
  4. Подумайте о людях, которые его изготовили, о том, как получился этот материал, об истории подобных ему предметов: сам предмет, как он получился, для чего предназначен, его комплектация.
  5. Сосредоточьте внимание на одной части своего тела. Удержите или ликвидируйте ощущения, которые посылают вам остальные части тела. Меняйте части тела, давайте уму больше работы для тренировки.
  6. Рассматривайте любые предметы, которые окружают вас. Но не ставьте целью саму вещь, она не играет роли, надо научиться пользоваться своими скрытыми умственными способностями, сделать ум послушным вашей воле.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Сосредотачивайте внимание на интересных и развивающих темах для вашего ума, разбирайте процесс по отдельным пунктам, следуя то одним, то другим путем, пока не почувствуете, что вам известно по этой теме все. Вы будете удивлены насколько больше вы узнаете.

Из потайных комнат вашего ума после окончания практики, вы почерпнете много интересных и полезных сведений, уделив внимание упражнению, почувствуете, что о данном предмете или теме вы знаете все.

Упражнение помогает стимулировать скрытые интеллектуальные силы, расширяет границы ума, делает устойчивой память и добавляет уверенности в себе. Вы приобретете неоценимый опыт в «дхаране» или сосредоточении.

Я имею волю – это моя неотчуждаемая собственность и моё право. Я решаю воспитывать и развивать волю практикой и упражнениями. Мой ум послушен моей воле. Я утверждаю свою волю над умом. Я господин своего ума и тела. Я утверждаю своё господство. Моя воля – это источник силы, энергии и власти. Я чувствую свою силу. Я силён. Я полон энергии. Я полон жизни. Я центр сознания, энергии, силы и власти. Я требую того, что мне принадлежит по праву.

Для тех, кто озабочен не только физическими упражнениями, а также усовершенствованием своего сознания рекомендуется Раджа-йога. В Древней Индии

Патанджали интерпретировал учение Раджа-йоги в своем труде Йога-сутра.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Вильям Аткинсон, писатель из америки, известный как йог Рамачарака продвигал в стране индийские учения. Книга «Раджа-йога», написанная им доступным языком стала очень популярна.

Упражнение 1

  • Тело должно принять максимально удобное положение. Напряжения в мышцах не должно чувствоваться – только легкость.
  • Все гнетущие и беспокойные мысли надо выбросить, ум должен свободно парить в пространстве.
  • Когда метания ума утихнут, надо созерцать себя как бессмертную и свободную сущность.
  • После мыслей о себе в таком направлении, надо представить свой бестелесный дух, способный направлять разум.
  • Ум прекратит метаться и мысли приходящие снаружи уже не кажутся значимыми.
  • Надо показать уму путь к изучению своего «Я» как единства с разумом, силой и бытием. Ум станет подконтрольным, и спокойствие переполнит все существо.

Мыслей о мирской суете не будет, только сосредоточение на мысли «Я есть».

Конечно же, это удастся сделать не сразу, но со временем все получится. Цель данного упражнения в йоге – соединение всех энергий внутри человека.

Вся сила ума сосредотачивается на выбранном объекте. Это довольно трудно сделать, несмотря на кажущуюся по описанию легкость. Причина в том, что внимание постоянно будет рассеиваться по мелочам. Есть опасность, что ум начнет властвовать над человеком. Это неправильный подход, в йоге разум всегда должен оставаться подконтрольным.

Данное упражнение поможет освоиться новичкам в Раджа йоге:

  • Надо определить для себя объект и сконцентрировать ум только на нем, отрешившись от всего.
  • Уделите внимание форме предмета, размерам, материалу, его предназначению.
  • Стоит также подумать о людях, которые произвели данный предмет.
  • Далее можно переключить внимание на одну из своих частей тела, игнорируя остальные. Потом надо поменять объект внимания.
  • Стоит рассматривать все предметы вокруг себя, но не подразумевая целью саму вещь. Это для тренировки ума.

Данные упражнения при регулярном выполнении откроют скрытый потенциал умственных возможностей, что и является целью занятий йогой. Способствуют тренировке памяти и развитию уверенности в себе, накоплению опыта в Дхаране – сосредоточении.

Я обладаю волей, которая моя по праву. Я принимаю решение укреплять ее практиками и упражнениями. Моя воля главенствует над моим умом. Я властвую и над своим телом, и над своим умом. Источник силы в моей воле. Она наполняет меня энергией и жизнью. Я центр силы и это у меня невозможно отнять.

Раджа йога классическая методика для начинающих

Вильям Аткинсон, более известный под псевдонимом Йог Рамачарак, был одним из самых известных последователей индийской философии в Америке. Он написал несколько книг, в которых в доступной форме изложил основные методики просветления. Писатель адаптировал древние тексты, сделав их понятными для современников, пропагандировал просветление и отказ от материальных ценностей.

Чтобы очистить разум, Рамачарака предлагал выполнять упражнения для развития интеллектуальных способностей. Для выполнения базового упражнения, человеку нужно найти тихое уединенное место, где его никто не потревожит. Приняв удобную позу, нужно сфокусироваться на внутренних ощущениях. Расслабить все мышцы и постараться отпустить мысли, не контролировать их, а просто наблюдать. Как будто они существуют отдельно и обладают собственной волей.

Когда поток мыслей станет отдельным процессом, нужно призвать из своего сознания мысль «Я есть». Она должна занять весь разум, вытесним остальные мысли. Внутреннее «Я» отделяется от тела, оно независимое и неуязвимое. Духовное тело возвышается над физическим и управляет им. Ничто не должно сбивать с этой мысли.

Для выполнения второй части упражнения потребуется сосредоточиться на отдельном предмете. Нужно рассмотреть его в мельчайших деталях, запомнить материал, форму и размер. Подумать о его назначении, о людях, которые его создали. Придумать, как можно использовать его в будущем, что в нем можно изменить.

После этого переместить внимание на свое тело. По очереди рассмотреть каждую часть тела, представить движение крови по венам и работу клеток внутренних органов. Завершающий этап упражнения — попеременное переключение внимания с окружающих предметов на части тела по очереди. Эта практика позволяет очистить сознание от случайных мыслей и научиться контролировать мыслительный процесс, проводить глубокий анализ. Регулярное выполнение упражнение для тренировки ума раскрывает потенциал мозга, который в повседневной жизни не используется.

Чтобы ускорить развитие ума, Рамачарак предлагает использовать во время медитации специальную мантру. Нужно сосредоточиться на своем внутреннем состоянии и подождать, пока потоки энергии достигнут покоя, замедлятся и станут почти неподвижны. Осознать себя, как маленькую песчинку в огромной пустыне, как одну из множества звезд в космическом пространстве.

Чувство единения с миром должно стать устойчивым. Ничто не должно отвлекать разум от внутреннего проживания момента единения. Мысленно следует произносить слова мантры: «Я есть, я имею волю, я решаю, я утверждаю, я чувствую силу, я требую, я — центр».

Комплекс для начинающих

Указанное издание поможет значительно облегчить процесс постижения практик йоги, ведь оно содержит методы, за основу которых автор взял свой собственный опыт. Техники будут понятны и доступны для наших соотечественников, учитывая наш специфический менталитет. Курс очень упрощён и вполне подойдёт даже для тех, кто никогда в жизни не практиковал йогу.

Так в книге описываются практики для новичков, рассчитанные на 10 месяцев занятий. В общей сложности в издании десять уроков, а значит, на освоение каждой практики отводится всего тридцать календарных дней.

Обучение по этой книге поможет вам освоить упрощённую версию Раджа йоги значительно быстрее, чем если вы бы делали это, отталкиваясь от прочих внешних источников. Помимо этого, грамотный и правильно сформулированный «учебник» поможет гораздо быстрее и в более лёгкой форме освоить эту систему, а ещё – убережёт себя от серьёзных ошибок.

Регулярное выполнение комплекса простых асан дисциплинирует разум и тело. Начинать занятие нужно с предварительной разминки, чтобы разогреть мышцы и связки. Для этого, лучше всего, подходят наклоны, махи и круговые движения, подготавливающие суставы к нагрузке.

Комплекс асан для новичков:

  1. Тадасана. Нужно встать прямо, опустить руки, сжать ноги вместе. Голову выпрямить, взгляд опустить. На вдохе напрячь все мышцы и постараться замереть неподвижно. На выдохе расслабиться и несколько секунд отдохнуть. Повторить 5–6 раз.
  2. Дандасана. Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, выпрямить колени. Руки отвести назад и упереться ладонями в пол. Выпрямить спину. Пальцы ног направить вверх, мышцы должны быть максимально расслаблены. Оставаться в асане нужно 2–3 минуты.
  3. Врикшасана. Встать прямо, выровнять спину и раскрыть плечи, слегка развернув их назад. Поднять правую ногу и поставить пятку на бедро левой ноги чуть выше колена. Главное — сохранять равновесие и не искривлять спину. Постояв в асане несколько секунд, поменять ногу. Если вначале сложно подтягивать пятку вверх, можно помогать себе руками
  4. Гарудасана. Встать прямо, руки опустить по швам. Слегка присесть и завести ногу за ногу. Нужно прочно стоять на обоих ступнях, не отрывая их от пола. Руки поднять вверх на уровне груди. Зафиксировать позу на 1 минуту. Сменить положение ног повторить асану.
  5. Гомукхасана. Сесть, согнуть ноги. Опустить правое колено на пол, на него сверху положить левое колено. Левую руку перекинуть через плечо назад. Правую завести за спину и согнуть в локте. Пальцы переплести между собой. Зафиксировать позу на 15 секунд. Спина должна быть прямой, плечи — отведенными назад. Медленно сменить позу, поменяв положение рук и ног. Повторить 6–8 раз.

Выполняя упражнения, нужно дышать медленно и глубоко. Нельзя делать резких движений и игнорировать боль. Если асану не получается выполнить сразу, нужно отложить ее до того момента, когда мышцы станут более эластичными и сосредоточиться на простых асанах.

  1. Встаньте к стене и выпрямите позвоночник.
  2. Взгляд направьте вперед. Выпрямитесь, чтобы почувствовать растяжение позвоночника.
  3. Направьте лопатки друг к другу и опустите руки вниз. Раскройте грудную клетку, но без перенапряжения.
  4. Выпрямите ноги и напрягите колени, пятки придвиньте к стене. Большие пальцы ног соединены вместе.
  5. На вдохе поднимите руки вверх. Согните ноги в коленях и присядьте. Останьтесь в позе 30-60 секунд, затем медленно поднимитесь вверх, опустите руки вниз через стороны. Глубоко выдохните.

Повторите 5-6 раз.

  1. Встаньте прямо. Вытяните спину.
  2. Колени подберите. Руки вдоль туловища, ладони повернуты внутрь.
  3. Задержитесь в положении 1-2 минуты.

Это упражнение йоги обычно осваивается несколько месяцев. И чтобы правильно выполнить его, учителя йоги рекомендуют визуализировать стену позади себя. Поза треугольника – это положение, которое занимает тело перпендикулярно полу и параллельно стене.

  1. Встаньте возле стены, лопатки сомкните, ягодицы подтяните.
  2. Отставьте правую ногу в сторону на ширину плеч или больше, ступня правой ноги параллельна стене.
  3. Плавно по стене наклоняйтесь в сторону правой ноги, скользя ладонью правой руки по бедру в направлении колена. Левая рука – прямая – скользит по стене и занимает положение перпендикулярно полу.
  4. Вернитесь в исходное положение и повторите в другую сторону.
  1. Встаньте в Тадасана.
  2. Немного присядьте и переплетите ноги, обвив одной ногой другую в районе колен.
  3. Руки также переплетите друг с другом и поднимите вверх, перпендикулярно полу.
  4. Старайтесь стоять ровно, взгляд направьте вдаль, удерживайте равновесие.
  5. Выполните позу орла в другую сторону. Отдохните.
  1. Встаньте прямо. Ноги – на ширину 1 метра друг от друга.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните правую стопу на внешнюю сторону на 90 градусов, левую – на 45.
  4. Наклоняйтесь в правую сторону, вытягивая корпус и сохраняя положение рук, голова повернута в левую сторону, взгляд направлен в сторону большого пальца левой руки.
  5. Попытайтесь правой рукой дотянуться до пола, если тяжело, можно до конца не наклоняться. Руки занимают положение перпендикулярно полу, все тело находится в одной плоскости.
  6. Согните правую ногу в колене, поставьте ладонь правой руки на пол на расстоянии 20-30 см от стопы и чуть-чуть наискосок. Поднимите прямую левую ногу вверх, одновременно выпрямляя правую.
  7. Задержитесь в позиции на несколько секунд (это укрепит мышцы всего тела).
  8. Опустите левую ногу на пол и выпрямите туловище.
  9. Займите Тадасана, повторите асану в другую сторону.
  1. Асана помогает развить равновесие и сохранить устойчивость не только тела, но и психики.
  2. Встаньте прямо. Согните правую ногу в колене.
  3. Ступню поместите на бедро левой прямой ноги, старайтесь разместить ее ближе к промежности, при необходимости помогите правой рукой.
  4. Удерживайте равновесие и поднимите прямые руки вверх.
  5. Смотрите вдаль, чтобы сохранить баланс. Задержитесь в асане 1-2 минуты.

Выполните Врикшасана в другую сторону.

  1. Асана учит управлять собой, формирует устойчивость на физическом, психическом и эмоциональном плане.
  2. Встаньте прямо. Стопы ног на расстоянии 120 см.
  3. Поднимите руки вверх, разверните в правую сторону туловище и стопы.
  4. Согните в колене переднюю ногу и опустите туловище чуть поглубже, левая нога – прямая (Вирабхадрасана I).
  5. Задержитесь в положении 30-60 секунд, наклонитесь ниже в правую сторону.
  6. Поднимите левую ногу вверх и выйдите в позу ласточки (Вирабхадрасана III).
  7. Возвращайтесь в исходное положение в обратном порядке.

Повторите связку в другую сторону.

  1. Растягивает мышцы задней поверхности тела и спины.
  2. Встаньте прямо. Ноги поставьте как можно шире.
  3. Стопы параллельны друг другу, пятки выверните наружу.
  4. Прогните спину и, не сгибаясь, наклоняйтесь вперед. Руки свободно опускайте на пол, ладони установите одну линию со ступнями.
  5. Тяните корпус как можно ниже. Задержитесь в положении 1-2 минуты.
  1. Встаньте в Тадасана. Стопы ног разведите на ширину 120 см.
  2. Прямые руки разведите в стороны.
  3. Разверните только стопы, правой ноги – на 90 градусов, левой – на 45.
  4. Голову поверните вправо и взгляд направьте на правую ладонь. Шея расслаблена.
  5. Правую ногу согните в колене, присядьте как можно ниже. Левая нога вытянута прямо, голень правой ноги перпендикулярна полу, бедро – параллельно (Воин II).
  6. Наклонитесь вперед, правую руку опустите на пол за ногу, а левую руку тяните над головой, не сгибая ее.
  7. Задержитесь в положение 1-2 минуты и выйдите из положения в обратном порядке без всякой суеты.

Повторите упражнение в другую сторону.

Асана хорошо раскрывает и расслабляет суставы нижних и верхних конечностей.

  1. Сядьте на пол. Прямые ноги вытяните перед собой.
  2. Спину выпрямите. Стопы вертикальные, натянутые, руки опустите вниз, не напряжены, ладони положите на пол, пальцы направьте вперед.

Полезная асана для всех суставов тела и позвоночника, все суставы расслабляются. Не рекомендуется выполнять тем, у кого были серьезные травмы спины и шеи. Излечивает судороги в ногах, хорошо раскрывает грудь и делает мышцы ног эластичными и гибкими.

  1. Согните ноги в коленах и подтяните к себе. Затем уложите правую ногу на пол под левую ногу.
  2. Левую ногу, согнутую в колене, уложите на правую так, чтобы колено легло над другим.
  3. Правую руку поднимите над головой и согните в локте, левую руку заведите за спину. Пальцы рук соедините за спиной между собой.
  4. Раскройте плечи, взгляд направьте вперед.
  5. Поменяйте положение ног.

Помогает при остеохондрозе и расслабляет все тело.

  1. Лягте на коврик, выпрямив ноги и положив прямые руки вдоль туловища.
  2. Согните ноги в коленках и переведите их за голову.
  3. Туловище поднимите в вертикальное положение, помогая руками и максимально расслабляя и растягивая тело и спину, шею.
  4. Прямые ноги запрокинуты за голову, пальчиками дотрагивайтесь до пола. (Поза плуга).
  5. Задержитесь в положении 30-60 секунд.
  6. Поднимите прямые ноги вверх, заняв вертикальное положение, поддерживая положение туловища руками (асана березка).
    1. Лягте на пол и выполните простую березку.
    2. Поддерживая спину руками, поочередно опускайте ноги в положение мостик.
    3. Прогнитесь вверх, растягивая переднюю часть тела.
    4. Задержитесь в положении мостик.
    5. Выполните асану плуг, которая расслабляет все тело.
    6. Стойка на плечах без опоры (Нираламба Сарвангасана).
    7. Выходя из позы плуга, выполните простую березку.
    8. Хорошо укрепите баланс тела, помогая руками сохранить равновесие.
    9. Скользите руками вверх вдоль по телу и бедрам и задержитесь на несколько секунд в этом положении.
    10. Легким перекатом, сгибая туловище и ноги, возвратитесь в исходное положение. Отдохните, приняв асану Шавасана.
  1. Лягте на коврик. Ноги на ширине 50-60 см.
  2. Стопы ног лежат свободно. Руки под углом 45 градусов от тела.
  3. Ладони расслаблены и направлены внутренней стороной к потолку.
  4. Голова с позвоночником образовывает одну прямую линию. Закройте глаза.
  5. Осознайте свое дыхание, дышите носом. Вдох – поднимайте живот, выдох – опускайте.
  6. Если практикуете диафрагмальное дыхание, положите руку на живот, чтобы чувствовать подъем и спад.
  7. Дышите глубоко, медленно и равномерно, глубоко и сознательно.

Представьте себе, что с каждым вдохом в ваше тело входит ум, сила, внутреннее равновесие. А каждый выдох снимает напряжение, стресс, в результате чего происходит расслабление и обновление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector