Какие святые составляют сонм святителей

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело…

Конечно же, не прекрасное окружение. Рай делает раем любовь, а потому рай лучше уподобить семье, чем какому-то определенному месту, — и порою мы видим его отражения. Друзья, собравшиеся за праздничным столом; пожилые супруги, отмечающие серебряную свадьбу; мать, кормящая ребенка манной кашей; старые враги, пожимающие друг другу руки в знак примирения, — на всем этом лежит отсвет небес.

Кто такие святые?

Рисунок Елены Черкасовой

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Так что же происходит, когда наши братья и сестры отходят ко Господу? Расторгается ли наше единство? Нет. Церковь — не спасательная лодка, которую мы покинем, перебравшись на тот берег. В вере и Таинствах она соединяет нас не только с нашими братьями и сестрами, которые совершают земной путь рядом с нами, но и со всеми христианами всех времен.

Человеческие общества — воинская часть, корпорация, больница — могут торжественно поминать своих основателей или наиболее выдающихся представителей, но для них поминаемые мертвы и могут послужить только вдохновляющим примером, а живая связь с ними утрачена. Но для Церкви это не так: те, кто предшествовал нам в вере, — не мертвы, они живы в самом прямом и несомненном смысле, и даже более живы, чем мы.

Это единство как уже отошедших к Господу, так и еще странствующих на земле христиан подчеркивается всем строем православного богослужения. Иконостас показывает святых Ветхого и Нового Заветов, а также Ангелов молящимися вместе с прихожанами Церкви. Это не просто украшение храма — это указание на духовную реальность, участниками которой мы становимся на каждой Литургии.

Мы молимся вместе со всеми христианами по всему лицу земли, а также и с Матерью Божией, апостолами, мучениками и всеми святыми, которые уже вошли в Царство Божие до нас. Смерть не может расторгнуть этого единства веры, потому что в центре его стоит Победитель смерти — Христос.

Прийти ко Христу — значит прийти в Церковь; когда мы оказываемся за Его столом, мы обнаруживаем, что мы за этим столом — не одни.

Иерархия отцов-чудотворцев Православной церкви

Молитвами в храмах и молебельными песнопениями священнослужители вместе с верующими прославляют образ земного жития праведников согласно их сану либо званию. С учетом свершенных подвигов при жизни или причины ухода в мир иной, на страницах Православного календаря, составленного Русской Православной церковью, представлены списки благочестивых персон по рангам.

  • Пророки. Так именуют Ветхозаветных святых, наделенных даром предвидеть события будущего. Пророков избрал Всевышний, они призваны были подготовить народ к принятию христианства.
  • Апостолами называют лучших последователей Господа. Из них 12 святых именуют приближенными, ряды воспитанников Царя Небесного насчитывают 70 праведников.
  • К Праотцам относят благочестивых мужей, упоминаемых в Ветхом Завете, которые состояли в дальнем родстве со Спасителем нашим.
  • Праведников мужской либо женской стати, принявших монашеский сан (иночество), называют преподобными.
  • Статусом великомучеников либо мучеников наделены богоугодники, ушедшие из жизни мученической смертью за веру Христову. Служителей церкви относят к рангу священномучеников, страдальцев в монашестве – преподобномучеников.
  • К числу Блаженных причисляют благочестивых, ставших безумными Христа ради, а также путников без постоянного жилища. За покорность такие люди одаривались Божьей милостью.
  • Просветителями (равноапостольными) называют праведников, деяния которых способствовали обращению народов к христианской вере.
  • Страстотерпцами либо исповедниками именуют благочестивых верующих, подвергшихся гонениям и заточениям за свою приверженность Спасителю. В миру такие христиане приняли смерть в тяжких муках.

Молитвы святым угодникам связаны не только с почитанием сподвижников Божьих, но с обращением к ним за их собственной помощью. Оказывать божеские почести и поклоняться кому-либо, кроме Бога истинного и единого, запрещено по Священному Писанию.

Можно ли молиться святым?

В свете всего этого и проясняется вопрос, который иногда смущает неправославных христиан: можно ли молиться святым? Могут ли святые подавать помощь? Нет ли в этом покушения на ясно провозглашенную апостолами уникальность Христа как единственного посредника между Богом и человеками (см. 1 Тим 2:5)? Опасения, которые в этом отношении высказывают протестанты, восходят к временам, когда средневековая католическая практика почитания святых переживала серьезные искажения и в самом деле могла порождать подобные вопросы.

Недоумения может вызвать и то, как к почитанию святых относятся порою в нашем православном мире. Обвинения некоторых людей со стороны отчасти справедливы, ведь в сознании некоторых сонм святых действительно иногда подменяет собой разнообразных языческих богов, и к православным святым люди начинают относиться как к божествам прошлого: пытаясь заключать с ними какие-то договоры, выпрашивать что-то у них, пробуя ублажить их земными подношениями.

Какие святые составляют сонм святителей

Такой «народный» культ жив до сих пор, и он в свое время стал одной из причин, породивших на Западе острый протест верующих христиан, что в результате привело к такому неоднозначному явлению, как Реформация. Как бы мы сегодня ни относились к тем событиям, их причина довольно проста — для христианина уравнивать Христа с любым другим «божеством» или реально жившим человеком (пусть даже человеком невероятной святости) действительно невозможно.

Кто такие святые?

Преподобный Антоний Великий

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

На Руси к общецерковному и местному почитанию канонизировано до 50 князей и княгинь.

Почитание святых князей начинается с первых лет христианства на Руси с почитания свв. Бориса и Глеба, усиливается во времена монгольского ига и прекращается одновременно с ним. Предполагают, что широкое распространение княжеской святости пришло на смену святости монашеской, когда, с разорением монастырей, стал исчезать подвиг преподобных.

Чин русских святых князей очень обширен: более половины из русских святых мирян княжеского происхождения. Но при этом о большинстве святых князей не сохранилось никаких сведений ни летописных, ни житийных, остались только их имена и святые мощи.

Почитание святых князей на Руси имеет несколько иные основания, нежели почитание византийских императоров. Последние, как уже говорилось, в первую очередь канонизировались за поддержку Православия в борьбе с ересями в эпоху Вселенских Соборов. В этой канонизации находил свое выражение теократический идеал царского служения. Но русский удельный князь, по общественному своему положению, никак не может быть сопоставлен с царем. Его власть ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, и прежде всего военным вождем. А как только Русь усваивает греческий идеал власти и переносит его, вместе с царским титулом, на великих князей Московских, княжеская святость прекращается. Никто из благочестивых царей Московских не был канонизован
848. Поэтому можно предположить, что канонизация князей не имеет ничего общего с освящением власти.

Чтобы уяснить во всей чистоте и своеобразии сущность княжеского подвига, Г. П. Федотов предлагает выделить в сонме святых князей несколько групп: князей равноапостольных, князей – иноков, князей – страстотерпцев и, наконец, князей, прославленных своим общественным служением.

Сравнение св. князя
Владимира и св. княгини
Ольги с Константином и Еленой звучит уже в ранних похвальных словах им (XI в.). Общность заслуг перед Церковью была основанием перенесения на русских князей – крестителей имени «
равноапостольных». Князь Владимир после Крещения прославился и личным благочестием, особенно обильной милостыней, о чем упоминают практически все русские книжники, говоря о Владимире даже мимоходом.

Вторую группу составляют князья – иноки. Среди них, прежде всего, следует назвать
Николу Святошу (†1142), привратника Печерского монастыря, одного из верных духовных чад прп. Феодосия. Еще один пример – юный
Заозерский князь
Андрей (XV век). Будучи единственным наследником своего удела, он отказался от него и постригся в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере. Он скончался через пять лет (†1453), в строгом, созерцательном уединении. Его житие показывает, что, несмотря на юность, святой князь достиг высокого совершенства духовной жизни.

Кроме князей – иноков следует сказать и о святых княгинях, игумениях и строительницах монастырей. Преподобные княгини, канонизованные Церковью, – это
Евфросиния Полоцкая, Анна Кашинская, супруга св. князя Михаила Ярославина Тверского, скончавшаяся в монастыре в 1368 г.;
Евфросиния Суздальская, дочь св. кн. Михаила Черниговского, и
Евфросиния (в миру Евдокия)
Московская, супруга Дмитрия Донского, постригшаяся незадолго до кончины (†1407) в Вознесенском девичьем монастыре. Наиболее яркий образ святой княгини видим в житии св. Евфросинии Полоцкой (†1173).
См. Приложение к теме 6.

Князья – иноки почитаются как иноки, то есть преподобные, а не как князья. В их жизненном пути, общем пути монашеского подвига, мы не увидим во всей полноте особенностей подвига княжеского.

Третья группа – убиенные князья,
мученики и
страстотерпцы. О подвиге святых страстотерпцев на Руси говорилось выше. Условия же для настоящего мученичества за Христа создало татарское иго. Как мученичество за веру стал пониматься и ратный подвиг, смерть в бою за Русскую землю.

К мученикам от монголов относят свв. князей
Романа Ольговича, Василько Константиновича, Михаила Черниговского, Михаила Тверского и др. К ним, на наш взгляд, можно причислить и мучеников Зарайских – князя Феодора, княгини Евпраксии и младенца Иоанна, о которых говорилось выше. Бесспорным мучеником и самым почитаемым из святых князей, после Бориса и Глеба, был
Михаил
Всеволодович
Черниговский, казненный с боярином
Феодором в Орде 20 сентября 1246 г.
См. Приложение к теме 6.

В повествовании о гибели князя Василько летопись дает его характеристику, в которой можно видеть
идеальный образ древнерусского князя. В нем нет никаких аскетических черт: «Бе же се Василько лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбр, сердцем же легок; а кто ему служил, хлеб его ял, чашу его пил, той за его любовь никако же можаше у иного князя быта, ни служите: излише бо слуги своя любяше; мужество и ум в нем живяше, правда же и истина с ним ходиста, бе бо всему хитр». Эта яркая характеристика, в тех же выражениях, прилагается ко многим святым князьям, в том числе и к Александру Невскому.

Но, пожалуй, наиболее полно целостный идеал княжеского служения отражен в Сказании о
Михаиле Тверском, одном из лучших княжеских житий. Князь Михаил был жестоко убит в Орде (1318), став жертвой политической интриги. Ранее он доблестно бился с татарами – и в борьбе с ними, как и в вольной смерти от них «за Христианы», был одинаково верен своему служению. В жизни этого князя можно увидеть тесную связь двух указанных выше путей княжеской святости – подвига страстотерпца и подвига воина, защитника Русской земли. Собираясь в Орду, он предчувствует свою гибель, но хочет отвратить ею татарский погром от своей земли: «Аще бо аз где уклонюсь, то вотчина моя вся в полону будет, множество христиан избиени будут; аще ли после того умрети же ми есть, то лучше ми есть ныне положит душу свою за многие души».

Многое сближает повесть о св. князе Михаиле Тверском с житиями свв. Бориса и Глеба и св. князя Михаила Черниговского. И все же
основной мотив подвига – даже единственный, выдвигаемый здесь, – иной. Это не последование Христу в Его безвинном страдании, не стремление избежать предательства Его участием в языческом обряде, а
самоотверженная любовь к народу, готовность отдать свою душу «за други своя». Этот мотив господствует в житиях четвертой группы князей –
воителей за Русскую землю.

Среди них первое место, бесспорно, принадлежит
Александру Невскому. За ним –
Всеволод-Гавриил и
Довмонт Псковские и
Мстислав Ростиславич Храбрый.

Заключительные слова жития св. кн. Александра выражают христианское осмысление его жизненного подвига: «Тако бо Бог прослави угодника Своего, яко много тружеся за землю русскую, и за Новгород, и за Псков, и за всю землю русскую, живот свой полагая за православное христианство»
849.

В летописном сказании о св. Мстиславе Храбром мы также видим идею жертвенного служения князя родной земле, христианскому народу: «Всегда бо тосняшеться умрети за Русскую Землю и за хрестьяны, егда бо видяше хрестьяны полонены от поганых, и тако молвяше дружине своей: “братья! ничто же имете во уме своем, аще ныне умрем за хрестьяны, то очистився грехов своих и Бог вменит кровь наппо с мученикы”».

Сопоставляя общие, повторяющиеся черты, можно заметить устойчивый
образ русского святого князя (ср. описание князя Василько). В нем нет ничего аскетического, он полон мужественной красоты и силы. Благочестие его выражается в преданности Церкви, в молитве, в строительстве храмов и уважении к духовенству. Всегда отмечается его нищелюбие, заботы о слабых, сирых и вдовицах. Его военные подвиги и мирные труды, а нередко и мученическая смерть представляются выражением одного и того же
подвига жертвенного служения любви: за свой град, за землю Русскую, за православных христиан. В этой жертвенной любви, конечно, и заключается христианская идея княжеского подвига.

Как уже отмечалось, Церковь не канонизирует национальные или политические заслуги. Поэтому в ряду святых князей мы не находим тех, кто больше всего сделал для славы России и для ее единства. В лике общечтимых святых нет ни Ярослава Мудрого, ни Владимира Мономаха, известных своим благочестием, ни князей Московских, за исключением Даниила Александровича, месточтимого в построенном им Даниловой монастыре и канонизованного не ранее XVIII или XIX века. Но зато Ярославль и Муром дали Церкви святых князей, совершенно не известных летописи и истории. Зато Церковь канонизовала противника Боголюбского – Мстислава, и Михаила Тверского, соперника Москвы.

Отказываясь видеть в канонизации князей освящение определенной политики, нельзя однако сводить ее всецело к личной праведности. Церковь чтит в них если не государей, то национальных деятелей,
народных вождей. Их общественный (а не только личный) подвиг является социальным выражением заповеди любви. Их политика может быть ошибочной, но Церковь прославляет и неудачников (Всеволод-Гавриил, Михаил Тверской), оценивая не результаты, а намерения, жертвенную ревность служения.
Венцом общественного служения святого князя является жертвенная смерть. Герой – воин всегда готов стать стратостерпцем, высшим выразителем княжеской святости.

Если в подвиге князя Церковь чтит национальное служение, то неудивительно, что в княжеском житии мы нередко видим яркое выражение идеи любви к родине, к своему народу. Греческой почвой этой идеи, ее опорой в православной традиции была идея
малой родины, города – полиса, который живет под сенью мировой империи. Святые мученики Греции являются стражами – защитниками своего города, который хранит их святые останки. Особенно сильное впечатление на Руси произвел святой Димитрий Солунский, покоящийся на славянской земле. Недаром в княжеских житиях часто вспоминается сказание об одном из солунских чудес св. Димитрия. Князь Михаил Тверской (или составитель его жития) вспоминает «благого отечестволюбца, великого Христова мученика Дмитрия, рекша про отчину свою Селунь град: “Господи, аще погубиши град сей, то и аз с ними погибну, аще ли спасеши и, то аз спасен буду; сей убо (Михаил) такожде умысли сотворити и положити душу свою за свое отечество».

Почитание усопшего князя – воина как защитника города было широко распространено на Руси. Повсюду в старых стольных городах, в склепах или притворах соборов народ благоговейно чтил гробницы древних князей, к которым обращался в годы военной угрозы. Гробницы сохраняли имена небесных заступников, но о деяниях их иногда ни память стариков, ни летописи не могли ничего открыть. Оттого так много святых князей, не имеющих жития и даже не известных истории. Их почитание вырастало не из живой памяти о личности, а из немой гробницы. Для святых князей русских, подобно древним мученикам и в отличие от преподобных – аскетов, именно гробница часто была основой культа. Совершавшиеся над нею чудеса указывали на святость почившего; иногда, в редких случаях, она удостоверялась нетлением. Так из общего почитания княжеских гробниц, из национального культа предков выделялся культ святых князей. Церковь делала свой отбор, руководясь чудотворениями или преданием, уже заглохшим для нас.

Близостью культа святых князей к национальному почитанию предков (усопшие молятся за своих родных, усопшие князья – за свою вотчину, за Русскую землю) объясняется неустойчивость в списках святых князей и недостаточная четкость границы, отделяющей их от почитаемых усопших.

Можно предположить, что из множества неведомых и неявленных святых мирян святые князья выделены и поставлены для общецерковного почитания еще и потому, что круг их жизненного подвига предназначал их к общенародной славе. Понятно, что ни купцу, ни крестьянину или боярину не закрыты пути к святости, что не одно только призвание князя открывает человеку небесную славу. Но канонизация нужна не для неба, а для земли. И на земле именно в святых князьях Древняя Русь большей частью видела общих предков, общих заступников, избранных представителей мирянской святости.

Христиан, благочестно поживших в миру, но не принадлежащих к числу благоверных или юродивых, обычно канонизируют как
праведных (праведный Иов Многострадальный, праведные Симеон Богоприимец, Иоаким и Анна, праведная Иулиания Лазаревская, праведный Феодор Ушаков, праведный Иоанн Русский, праведный Иоанн Кронштадтский).

Рассматривая жития византийских святых мирян, можно выделить несколько путей к святости, несколько видов подвига в миру.

Прежде всего, это обильная
милостыня. Добродетель милосердия, приобретаемая через подаяние
вещественной милостыни, является, по учению святых отцов, преимущественно принадлежностью подвига благочестия в миру. Иноку, давшему обет нестяжания и «ничего не имеющему на земле», «не поставлено в обязанность подавать милостыню». «Но кто занят делами житейскими, собственными руками работает и сам берет у других, тот обязан подавать милостыню» (св. Исаак Сирин, Слово 14)
869. За этот подвиг прославлен такой известный святой, как
Филарет Милостивый.870История св.
Петра Мытаря свидетельствует, что милостыня, даже данная с гневом, может оправдать человека перед Богом. Интересно, что житие этого святого написал святитель
Иоанн Милостивый, Александрийский патриарх (память 12 ноября ст. ст.), который сам прославился своей необычайной щедростью и милосердием.
См. Приложение к теме 6.

Одной из составляющих милосердия к ближнему является самоотверженное служение больным. За подвиг безвозмездного оказания врачебной помощи христиане прославляются как
бессребреники (безмездные врачи).

Исцеляя телесные болезни, святые бессребренники увещевали страждущих вести добродетельную жизнь, неверующих обращали ко Христу. Успех их врачебного искусства был делом благодати Божией. Святые целители это знали и потому не брали награды за свои труды по заповеди Спасителя:
«туне приясте, туне дадите» (Мф.10:8). Через любовь к ближним они выражали свою любовь к Богу и трудились для прославления имени Господа, даровавшего им силу врачевать недуги. Добродетельную жизнь безмездных целителей Бог нередко увенчивал мученической кончиной.

Наиболее известными святыми бессребрениками являются братья
Косма и
Дамиан Ассийские (память 1 ноября ст. ст.), жившие в Малой Азии не позднее IV века. Об их нестяжательности свидетельствует такой случай. Исцеленная святыми братьями женщина тайком уговорила Дамиана, заклиная его Богом, взять в награду три яйца во имя Святой Троицы. Святой Косма, узнав об этом, завещал не погребать его вместе с Дамианом. Но когда оба брата почили в мире, Бог чудесным образом известил похоронить их вместе, потому что Дамиан взял дар не как награду, но ради имени Божия.

Церковь почитает еще две пары святых братьев бессребреников с такими же именами:
Косму
и
Дамиана Римских (память 1 июля ст. ст.) и
Косму и
Дамиана Аравийских (Киликийских) (память 17 октября ст. ст.).

Косма и
Дамиан Римские жили в III веке. Они прославлены как мученики, хотя их кончина была кончиной страстотерпцев. Святые братья исповедали верность Христу во время гонений при допросе у имп. Карина (283–285), были отпущены с честью после исцеления императора от внезапной болезни и вскоре убиты из зависти своим учителем – врачом (он позвал их в горы собирать лечебные травы и побил камнями сначала одного, потом другого).

О
Косме и Дамиане Аравийских известно совсем немного: что они родом из Аравии, что были искусными врачами, но исцеляли не столько своим умением, сколько силою Христовой и прославились всюду своим учением и чудесами. Братья были казнены за исповедание христианства в конце III века при Диоклетиане и Максимиане и прославлены Церковью как мученики и безмездные врачи.

Еще одна пара святых врачей – бессребреников – это
Кир и
Иоанн (память 31 января ст. ст.).

Святой Кир был знаменитым врачом в Александрии. Во время гонения Диоклитиана (284–305) он удалился в Аравийскую пустыню, где принял иночество, и продолжал там лечить людей своей молитвой. Воин
Иоанн, услышав о святом Кире, пришел в Аравию и стал его верным последователем. В Египте, в городе Канопе, была схвачена христианка Афанасия с тремя юными дочерьми 15 лет, 13 лет и 11 лет. Святые Кир и Иоанн, опасаясь, как бы страх перед мучениями не заставил их отречься от Христа, посетили исповедниц в темнице, чтобы укрепить их перед предстоявшим подвигом. Правитель города схватил святых Кира и Иоанна и предал их пыткам на глазах Афанасии и ее дочерей. Исповедницы так же стойко перенесли все мучения и были обезглавлены. Вслед за ними на том же месте казнили святых бессребреников Кира и Иоанна †311).

Требуя в награду только веру во Христа, безмездно исцеляли больных великомученик и целитель
Пантелеймон, мученики
Трифон и
Орест Таинский.

За подвиг христианского милосердия к недугующим и страждущим прославлен
Сампсон странноприимец (27 июня/10 июля). Он жил при имп. Юстиниане, был родом из богатой римской семьи, получил хорошее образование, особенно основательно изучил врачебное искусство, причем изучил с одной только целью – послужить ближнему. После смерти родителей Сампсон раздал наследство нуждающимся, отпустил всех рабов на свободу и ушел в пустыню. Однако вскоре Бог призвал его на другой подвиг: он поселился в небольшом доме в Константинополе и стал принимать странников, больных, нищих. Когда Сампсон исцелил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527–565), он, отказавшись от богатых даров, просил построить странноприимный дом с больницей. Император выполнил просьбу святого и назначил этим учреждениям необходимое содержание. Святой безболезненно почил в глубокой старости ок. 530 г., к его гробнице стекалось множество болящих в надежде на его предстательство пред Господом.

Служение св. Сампсона в XX веке повторила святая мученица
Великая княгиня Елизавета, основавшая в Москве Марфо-Мариинскую обитель, в которой была бесплатная больница, приют, курсы для сестер милосердия, библиотека и др. Уход за больными, забота о нищих и бездомных в обители были соединены с назиданием их в вере и добродетели.

Еще один подвиг мирянина – это православное воспитание детей, которое, конечно, немыслимо без личного благочестия. В лике святых прославлены христиане, давшие миру великих святителей, мучеников, преподобных.

Напомним их имена. Это мать свт. Григория Богослова св.
Нонна; бабушка свт. Василия Великого св.
Макрина (исповедница веры) и его мать
Эмилия; мать свт. Григория ДвоесловаСильвия; блж.
Моника, мать блж. Августина; мать прп. Симеона Дивногорца св.
Марфа; мать вмч. Пантелеймона св.
Еввула; родители мученика Конона, современники апостолов
Нада и
Нестор; мать святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских
Феодотия; родители преподобного Сергия Радонежского
Кирилл и
Мария.

Святые отцы придают огромное значение воспитанию детей в духе христианства, ставя это дело мирянина в прямую связь с его собственным спасением. «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, – пишет свт. Иоанн Златоуст,– то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за свои собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание»
871. «Какое неизъяснимое горе, – говорит свт. Игнатий Брянчанинов, – обымет на Страшном Суде Христовом тех родителей, которых гневно и грозно обличит и осудит нелицеприятный Судия за принесение чад их в жертву миродержцу! Какая ни с чем не сравнимая радость обымет тех родителей, которых этот Судия благословит и восхвалит за принесение чад в жертву Богу, за приготовление их в жители светлого рая!»
872.

Родительский подвиг особой силы и тяжести – вымолить своих детей, отпавших от веры и ведущих греховную жизнь. Пример этого подвига видим в жизненном пути блж.
Моники, матери блж.
Августина. Как известно, блж. Августин до своего крещения в 33-летнем возрасте вел распущенную греховную жизнь, увлекался нехристианскими и еретическими учениями. И все это время блж. Моника не переставала за него молиться. Известен ответ свт. Амвросия Медиоланского, видевшего ее скорбь и молитвенные труды: «Не может погибнуть дитя стольких слез». И ее сын не погиб. Он принял Святое Крещение и потом около 43 лет трудился для блага Церкви. Напоминание о подвиге блж. Моники встречаем у русских святых XIX века, в письмах, адресованных матерям, скорбящим о неверии детей. «Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери», – напоминает прп. Амвросий Оптинский
873. «Поминайте матерь блаженного Августина, – пишет свт. Феофан Затворник. – Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился – и стал, как следует быть»
874.

Среди святых мирян, имена которых находятся в славянских печатных святцах есть благочестивые
воины: Иоанн Воин и
Михаил Болгарин воин.
Об Иоанне Воине говорилось в разделе, посвященном истории гонений на христиан. Его подвиг близок к подвигу исповедников (при Юлиане он был заключен в темницу за тайную помощь христианам, а после смерти императора прожил оставшуюся жизнь чисто и богобоязненно). А вот в жизненном пути другого воина –
Михаила Болгарина, со всей ясностью проступают новые черты святости, характерные именно для воинского служения: доблесть в бою, укрепляемая верой и упованием на Бога, и защита граждан в мирное время.
См. Приложение к теме 6.

В списке святых мирян есть диакониссы: современница свт. Иоанна Златоуста
Олимпиада Цареградская (†410),
Поплия Антиохийская (жила при Юлиане Отступнике, IV в.) и
Феозва, сестра свт. Григория Нисского (IV в.).

Путь к святости этой группы святых мирян напрямую связан с их служением. В диакониссы избирались благочестивые девы и вдовы в возрасте не моложе 40 лет, после очень тщательного испытания их жизни. Диакониссы принадлежали к клиру и на свое служение поставлялись молитвой с возложением рук епископа (хиротесией). Хотя диакониссы не были монахинями, они давали строгий обет безбрачия, который должны были хранить до самой смерти. В обязанности диаконисc входила подготовка женщин к Крещению, помощь священнику при совершении Таинств над ними, посещение домов женщин для назидания и пр., то есть они служили посредницами между женщинами и священнослужителями
875. Святые диакониссы известны также своими делами милосердия – обильной милостыней, ревностной заботой об обездоленных, больных, странниках. Путь к святости для диакониссы, таким образом, объединял в себе два подвига – подвиг иноческий с его обетом безбрачия, со всецелой преданностью Богу и Церкви, и подвиг мирянина, посвятившего себя «внешнему» служению милосердия, «вещественной милостыне». Для диаконисc из вдов добавляется еще один «мирской» подвиг, еще одно обязательное условие для вступления в служение диакониссы – благочестивое супружество (и воспитание детей) в единственном браке.
См. Приложение к теме 6.

Анализ житий русских святых дает нам еще несколько типов подвига в миру. Один из них назван Г. Федотовым
социальным опрощением. Так спасался св.
Симеон Верхотурский (†1642). Таков подвиг местночтимого в лике Сибирских святых прав.
Феодора Томского, известного под именем «старца Федора Кузьмича».
См. Приложение к теме 6.

Еще один замечательный образец святости в миру – св. прав.
Иулиания Лазаревская (†1604), многодетная мать, молитвенница и постница, известная своим необычайным милосердием к нуждающимся. Смиренная красота подвига праведной Иулиании показывает, как глубоко Евангелие могло войти в жизнь древнерусского человека и преобразить всю его личность. Хотя Иулиания прошла через суровую аскезу и мечтала о монашестве, но, тем не менее, осталась верной своему христианскому призванию – служению деятельной христианской любви.
См. Приложение к теме 6.

Подвиг святости священников
876 – это продолжение их ежедневного пастырского служения, доведение его до полного самоотречения, это подвиг любви к своей пастве и подражания в этом Христу. Пастырское служение проходит в миру, где, в отличие от монастыря, священника окружают не одни единомышленники, посвятившие свою жизнь Христу, но самые разные люди: теплохладные и ревностные, опытные и неофиты, верующие и неверующие. Жизнь священника протекает в разнообразных житейских попечениях, в которых он должен сохранять молитвенный настрой и мирный дух.

В этих непростых условиях пастырь приводит духовных овец ко Христу, оберегает их, окормляет и молитвенно предстоит за них. Сама пастырская деятельность объединяет в себе и духовничество, и миссионерство, а зачастую и исповедничество.

Знаменитый пастырь, проповедник и чудотворец прав.
Иоанн Кронштадтский
(1829–1908, память 20 декабря ст. ст.) недаром назывался в народе «Всероссийским батюшкой». Его пастырское служение, помимо ежедневного предстояния пред Престолом, состояло и в многочисленных и успешных благотворительных предприятиях. После своего рукоположения отец Иоанн начинает неустанную проповедь в храме и в частных домах, преподает в гимназии, учреждает в Кронштадте «Дом трудолюбия» для бедняков, «Иоанно-Предтеченское братство трезвости». Им была основана женская монашеская община, которая позже была преобразована в Сурский Иоанно-Богословский общежительный женский монастырь. Слава о нем как о знаменитом пастыре и чудотворце распространилась по всей Русской земле, и в Кронштадт стекались десятки тысяч богомольцев.

Почти ежедневно отец Иоанн совершал Божественную Литургию, призывая свою паству как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин. Его имя стало известным и уважаемым в православном мире также благодаря изданию его духовных дневников (наиболее известна его книга «Моя жизнь во Христе»). Св. прав. Иоанн Кронштадтский канонизирован в 1990 г.

Другой знаменитый московский пастырь святой праведный
Алексий (Мечев)
(1859–1923, память 9 июня ст. ст.) подвизался в центре Москвы, в храме святителя Николая в Кленниках. Пройдя искус служения псаломщиком в Знаменской церкви Пречистенского благочиния, где с ним зачастую очень грубо обращались, о. Алексий был рукоположен и начал свое служение Никольском храме, где в то время был очень небольшой приход. Он ввел ежедневное богослужение и 8 лет служил в пустом храме почти в одиночестве. Но постепенно скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, от них и пошла молва про его доброго настоятеля. Отец Алексий имел дар прозорливости, который сочетался у него со смирением и кротостью. Познав личное горе, связанное с кончиной горячо любимой супруги, он получил благодать и опыт утешения всех приходящих к нему со своими бедами и житейскими проблемами. Он способствовал возрождению древнерусской иконописи, благословив на писание икон свою духовную дочь Марию Николаевну Соколову (впоследствии монахиня Иулиания). Истинными духовными друзьями отца Алексия были Оптинские старцы иеросхимонах прп. Анатолий (Потапов), игумен Феодосий. Святой праведный Алексий Мечев прославлен на Архиерейском Соборе 2000 года.

К лику святых причислен и еще один священник XX века – праведный
Иона (Атаманский) (1855–1924, память 17 мая ст. ст.), настоятель портовой Свято-Никольской церкви в Одессе. Его духовная жизнь была настолько высока, что киевские подвижники того времени говорили о нем, белом священнике, имеющем детей и внуков: «Мы, монахи, его не стоим». Когда из Одессы верующие приезжали к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, тот говорил им: «Зачем вы трудитесь приезжать ко мне? У вас есть свой Иоанн Кронштадтский – отец Иона». В Одессе его называют «человеком – легендой».

Служение о. Ионы выпало на тяжелое время – русско-японская война, восстание на броненосце «Потемкин», революция, Гражданская война, автокефальный и обновленческий расколы, гонения на Церковь. В это время праведный Иона творил чудеса, достойные древних святых: изгонял бесов, исцелял больных, непостижимым образом являлся вне тела в Благовещенском монастыре под Одессой, предсказывая мученическую кончину 200 сестрам этой обители. За свою борьбу с духами злобы он терпел тяжелые скорби и раздоры в семье, несчастья с детьми
877.

Одесские моряки старались не выходить в море без благословения о. Ионы. В 1905 году во время бунта на броненосце «Потемкин» прот. Иона уговорил городские власти разрешить отпевание зачинщика восстания, матроса Г. Валенчука, что предотвратило дальнейший обстрел города и Спасо-Преображенского собора из бортовых орудий корабля.

В период распространения властями обновленчества храм, где служил прот. Иона, был единственным православным храмом в городе. Во время кампании по ликвидации церковных ценностей о. Иона был арестован, но был выпущен по требованию горожан и вскоре скончался от тяжелой болезни. В последний путь, несмотря на противодействие властей, его провожали огромные толпы народа
878.

Прот. Иона Атаманский канонизирован в 1996 году решением Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Эти пастыри показали миру пример смирения и любви и привели ко Христу огромное множество людей. Личной святости они достигли в служении людям и полном самоотречении. Их жизнь показывает, как можно в миру угодить Богу и достигнуть святости через заботу о ближних и мирскую деятельность, если ей сопутствуют молитва и истинная любовь к ближним.

По месяцеслову всех святых 1891 г
879

1. Авенир, царь Индийский, отец св. царевича Иоасафа. 19 ноября
880.

2. Авив, сын Гамалиила. 2 августа.

3. Александр, отец мч. Аистиона Монаха (†ок.290). 7 июля.

4. Александр Невский (в схиме Алексий), великий князь. 23 ноября.

5. Андрей, юродивый Цареградский. 2 октября.

6. Андрей Боголюбский. 4 июля.

7. Андрей, князь Смоленский. 27 октября.

8. 7 отроков Ефесских, уснули при Декии (ок. 250 были замурованы в пещере за веру), пробудились при Феодосии Младшем (408–450)
881. 4 августа.

9. Артемий Веркольский (12-летний мальчик, убит молнией). 23 июня.

10. Ахаз праведный. 1 апреля.

11. Борис и Глеб, страстотерпцы. 24 июля.

12. Василий и Константин Ярославские. 3 июля.

13. Василий Блаженный Московский. 2 августа.

14. Василько, князь Ростовский. 4 марта.

15. Вячеслав, князь Чешский. 28 сентября.

16. Владимир-Василий, великий князь Киевский. 15 июля.

17. Всеволод-Гавриил, князь Псковский. 11 февраля.

18. Гамалиил. 2 августа.

19. Георгий, князь Владимирский, убит татарами. 4 февраля.

20. Глафира дева, праведная (†ок.322). 26 апреля.

21. Давид, сын князя Феодора Смоленского. 19 сентября.

22. Дамиан и Косма из Асии, бессребреники. 1 ноября.

23. Даниил, князь Московский. 4 марта.

24. Димитрий, царевич Московский. 15 мая.

25. Еввула, мать вмч. Пантелеймона. 30 марта.

26. Евфросиния, княгиня Полоцкая. 23 мая.

27. Евфросиния, княгиня Суздальская. 25 сентября.

28. Евфросиния (в миру Евдокия), княгиня Московская. 7 июля.

29. Елена, царица. 21 мая.

30. Елена (Ольга), Великая княгиня Киевская. 11 июля.

31. Зинон и Зоил, скончались в мире, неизвестно когда и где. 3 марта.

32. Иоанн (в иночестве Игнатий), князь Волоцкий или Угличский (†1523). 19 мая.

33. Игорь, князь Киевский и Черниговский. 5 июня.

34. Илья Муромец. 19 декабря.

35. Исидор Твердислов, юродивый Ростовский. 14 мая.

36. Иаков, Боровицкий чудотворец, праведный (†ок. 1540)
882. 23 октября.

37. Клеопатра и ее сын Иоанн, умершие в мире в Палестине (связаны с мч. Уаром, IV век). 19 октября.

38. Иоанн пресвитер. 9 октября.

39. Иоанн Воин, жил при Юлиане в Константинополе. 30 июля.

40. Иоанн, царь Персидский (до Крещения Моавия). 9 июля.

41. Иоанн Устюжский, юродивый. 29 мая.

42. Иулиания, княжна Ольшанская
883, праведная, дева, умерла в 16 лет. 6 июля.

43. Иуния, помощница ап. Андроника.17 мая.

44. Юстиниан, император. 14 ноября.

45. Константин Великий, император. 21 мая.

46. Константин, сын Феодора, князя Смоленского. 19 сентября и 5 марта.

47. Константин, князь Муромский. 21 мая.

48. Константин Всеволодович, князь Ярославский. 3 июля.

49. Корнилий сотник. 13 сентября.

50. Лазарь, князь Сербский. 15 июня.

51. Лонгин сотник. 16 октября.

52. Людмила, княгиня Чешская. 16 сентября.

53. Максим, юродивый Московский. 11 ноября и 13 августа.

54. Мариамна, сестра ап. Филиппа. 17 февраля.

55. Мария Мащалина. 22 июля.

56. Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца. 4 июля.

57. Михаил воин, болгарин, праведный. 22 ноября.

58. Михаил, князь Муромский. 21 мая.

59. Михаил Тверской, князь. 22 ноября.

60. Михаил Черниговский, князь. 20 сентября и 14 февраля.

61. Михаил Клопский, юродивый. И января.

62. Муза, блаженная отроковица (V век)
884.16 мая.

63. Нада и Нестор, родители мч. Конона, современники апостолов. 5 марта.

64. Никита блж. Цареградский
885, сокровенный угодник Божий (XII век). 8 сентября.

65. Николай Качанов, юродивый Новгородский. 27 июля.

66. Нонна, праведная, мать свт. Григория Богослова
886.5 августа.

67. Олимпиада, диаконисса Цареградская ок. 410). 25 октября.

68. Петр Мытарь (VI век). 22 сентября.

69. Петр Афирский, близ Царьграда. 5 сентября.

70. Петр, князь Муромский. 25 июня.

71. Поплия, диаконисса Антиохийская. Жила при Юлиане Отступнике (IV в.). 9 октября.

72. Прокопий Устюжский, юродивый. 8 июля.

73. Пульхерия, императрица. 10 сентября.

74. Роман, князь Рязанский. 19 июля.

75. Руфина и Феодот, родители мч. Маманта. 2 сентября.

76. Симеон Одесский, юродивый (Сирия, VI век). 21 июля.

77. Таисия св., бывшая блудница, обращенная прп. Пафнутием (IV век). 8 октября.

78. Таисия блж., обращенная св. Иоанном Кодовым (V век). 10 мая.

79. Феврония, княгиня Муромская. 25 июня.

80. Филарет Милостивый. 1 декабря.

81. Фулвиан, князь Эфиопский, обращен евангелистом Матфеем. 16 ноября.

82. Феодора, супруга императора Юстиниана. 14 ноября.

83. Феодор Ярославин, князь. 5 июня.

84. Феодор, князь Смоленский. 19 сентября и 5 марта.

85. Феодор, князь Муромский. 21 мая.

86. Феодор, боярин Черниговский. 20 сентября.

87. Феозва, диаконисса, сестра свт. Григория Ниского (IV век). 10 января.

88. Феофания, царица. 16 декабря.

Житие св.
Довмонта-Тимофея князя
Псковского (†1299, память 20 мая ст. ст.), подобно житию Александра Невского, представляет военно-героическую повесть. Довмонт, литовский князь (житие считает его сыном Миндовга), вынужден бежать на Русь из-за домашних смут. В Пскове он принял Святое Крещение и, по любви граждан, получил местное княжение. Вся жизнь его прошла в походах как против родственной Литвы, так и против немецких рыцарей. Древнее житие (XIV века) так характеризует его подвиг: «страшен ратоборец быв, на мнозех бранях мужество свое показав и добрый нрав. И всякими добротами украшен, бяше же уветлив и церкви украшая и попы и нищия любя и на вся праздники попы и черноризцы кормя и милостыню дая».

Всеволод-Гавриил (†1138, память 11 февраля ст. ст.), внук Мономахов, первый князь Псковский, княжил в Пскове всего около года. Вся его жизнь прошла в борьбе за Великий Новгород и, на Новгородском столе, с врагами новгородскими. В этой борьбе он бывал несчастлив, изгонялся неоднократно со своего княжения и потерпел поражение от суздальцев при Ждановой горе. Это поражение стоило ему Новгорода. Но псковичи, отделившись от «старшого брата», приняли к себе изгнанного князя. Как первый Псковский князь, как строитель Псковского собора Святой Троицы, Всеволод, несмотря на скорую кончину, оставил в Пскове славную память. Его церковное почитание устанавливается, вероятно, в 1192 г., когда совершилось первое чудо во время перенесения его гробницы в собор Святой Троицы. Житие его составлено лишь в середине XVI века, по летописям. Оно отмечает нищелюбие и щедрость князя, особенно проявившиеся во время голодных лет. С явным анахронизмом, оно именует князя «оборонителем и забралом граду Пскову от поганих немец». Действительно, военному защитнику города молились в лице его псковичи, повесив его оружие (как и князя Довмонта) над гробницей. Его меч до последнего времени висел в соборе Святой Троицы с латинской рыцарской надписью на нем: «Honorem meum nemidi dado» – «Чести моей никому не отдам».

Не дошло до нас отдельного жития кн.
Мстислава Ростиславича
Храброго (†1179), чтившегося в Новгороде. Его политическое дело – оборона сначала Киева, потом Новгорода от Андрея Боголюбского и суздальцев. Он, как и Всеволод-Гавриил, – типичный представитель удельного права и рыцарской чести против объединительных стремлений Суздаля. Летопись дает ему яркую характеристику: «Сий же благоверный князь Мьстислав… возростом середний бе, и лицом леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имяше ко всим, паче же милостыни прилежаше, монастыре набдя, черньце утешивая,… и мирския церкви набдя, и попы и весь святительский чин достойною честью честя; бе бо крепок на рати».

  • Апостол Андрей Первозванный принадлежит к числу 12 учеников Христовых, избранных им для проповедования Евангелия. Статус Первозванного ученик Иоанна Крестителя получил за то, что первым откликнулся на призыв Иисуса, а также назвал Христа Спасителем. Согласно преданию был распят приблизительно в 67 году на кресте особой формы, названном впоследствии Андреевским. 13 декабря – день почитания православной церковью.
  • Святитель Спиридон Тримифунтский (207-348 г) прославился как чудотворец. Житие Спиридона, избранного епископом города Тримифунт (Кипр), прошло в смирении и призывах к покаянию. Святитель прославился множеством чудес, среди которых оживление умерших. Приверженец точного соблюдения слов Евангелия ушел из жизни во время чтения молитвы. Икону чудотворца верующие хранят дома для обретения благодати Божьей, а 25 декабря чтят его память.
  • Из женских образов наиболее почитаемой в России считается Блаженная Матрона (1881-1952 г). Православная святая была избрана Всевышним на благие дела еще до своего рождения. Тяжелое житие праведницы было пронизано терпением и смирением, чудесами исцеления, задокументированными письменно. Верующие прикладываются к мощам страстотерпицы, сохраненным в стенах Покровского храма, за исцелением и спасением. День почитания церковью – 8 марта.
  • Наиболее известный из праведников Николай Угодник (270-345 г) в списке великих святителей значится как Николай Мирликийский. Будучи епископом, уроженец Ликии (римская провинция), всю жизнь посвятил христианству, умиротворял враждующих, защищал невинно осужденных, творил чудеса спасения. Верующие обращаются к иконе Николая Угодника за исцелением душевным и телесным, покровительством для путешественников. Церковь почитает память чудотворца молитвами в день 19 декабря по новому (григорианскому) стилю.
Именование святого (мирское имя) Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Серафим Саровский (Прохор Мошнин) Преподобный Великий подвижник и чудотворец предсказал, что смерть его «откроется пожаром» 2 января 1754-1833
Ксения Петербургская (Ксения Петрова) Блаженная праведница Странствующая монахиня дворянского рода, ставшая юродивой Христа ради 6 февраля 1730-1806 (дата приблизи-тельная)
Амвросий Оптинский (Александр Гренков) Преподобный Великие деяния оптинского старца связаны с благословлением паствы на богоугодные дела, попечительством женской обители 23 октября 1812-1891
Филарет (Василий Дроздов) Святитель Благодаря митрополиту Московскому и Коломенскому, христиане России внемлют Священному Писанию на русском языке 19 ноября 1783-1867
Феофан Вышенский (Георгий Говоров) Святитель Богослов отличился на ниве проповедничества, добровольно выбрал затворничество для перевода аскетических книг 18 января 1815-1894
Пелагея Дивеевская (Пелагея Серебренникова) Блаженная Монахиня стала Христа ради юродивой по завещанию Серафима Саровского. За подвиг юродства подвергалась гонениям, биению, была прикована цепью 12 февраля 1809-1884
Имя великого христианина Статус святости Краткие сведения о канонике День памяти Годы жизни
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев) Праведник Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем 20 декабря 1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин) Равноапостольный Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных 3 февраля 1836-1912
Владимир (Василий Богоявленский) Священномученик Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь 25 января 1848-1918
Царственные особы Страстотерпцы Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота 4 июля Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году
Тихон (Василий Белавин) Святитель Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь 25 марта 1865-1925
Силуан (Симеон Антонов) Преподобный Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах 11 сентября 1866-1938

Канонизация святых

Почитание того или иного святого, естественно растущее из духовной жизни Церкви, приводит к канонизации — к торжественному, общецерковному прославлению. Несомненно, у Бога больше святых, чем мы знаем; святцы — списки имен святых людей — не закрыты и не полны.

Церковь отнюдь не назначает тех или иных людей святыми, и не во власти Церкви сделать кого-либо святым или исторгнуть из их числа. Церковь только констатирует факт святости того или иного человека, факт, который проявился в правой вере, праведной жизни и, как правило, — хотя и не всегда — в чудесах после смерти.

Важным основанием для канонизации является распространенное в народе почитание святого. Канонизация как бы фиксирует то, что уже принято Церковью или хотя бы ее частью. Однако этого условия отнюдь не всегда достаточно. Чтобы признать человека православным святым, необходимо собрать о нем различные свидетельства, а также внимательно их осмыслить.

Кто такие святые?

Оптинский новомученик Василий (Росляков). Студенческая фотография

Сыграть роль могут особые заслуги человека перед Церковью, высокое церковное служение, страдание или смерть за Христа, чудеса и знамения (например, исцеления), явленные Богом по молитвенному заступничеству святого при его жизни или после телесной смерти. Необходимыми условиями являются безукоризненная верность Православию и жизнь по заповедям Божиим.

Какие святые составляют сонм святителей

Святые остаются людьми своей эпохи, нередко бурной и трагической.

Общецерковное прославление, например, святого Иосифа Волоцкого признает его вклад в защиту Православия и в просвещение церковного народа, но не одобряет тех суровых мер по искоренению ереси, к которым он призывал. Церковь канонизировала также и святого Нила Сорского, который в годы земной жизни был оппонентом святого Иосифа и по вопросу гонений на еретиков, и по вопросу церковных имуществ.

Наиболее древним в Церкви является почитание (вслед за апостолами) исповедников и мучеников — христиан, засвидетельствовавших свою верность Спасителю стойкостью перед лицом преследований, мучений и даже лютой смерти.

Кто такие святые?

Новомученик Серафим Чичагов

Для русского Православия особое значение имеет почитание новомучеников и исповедников российских, наших сограждан, которых от нас отделяет всего несколько поколений. Церковь внимательно изучает свидетельства их подвига — народное, часто семейное предание, сохранившиеся протоколы допросов и материалы следствия, составленные гонителями, воспоминания очевидцев.

Канонизация святых продолжается и в наше время, и это свидетельство непрерывного присутствия Святого Духа в Церкви, Который не просто ведет верных к святости, но желает, чтобы эта святость стала известна всей Церкви. В честь канонизированных святых слагаются церковные песнопения, в которых вспоминаются их подвиги, они изображаются на иконах. С древнейших времен составляются жития — жизнеописания святых, которые служили — и служат — примером для последующих поколений христиан.

Возможны ли ошибки при канонизации? Иногда Церковь упрекают в том, что она канонизирует некоторых христиан из каких-то мирских, политических соображений. Однако утверждение общецерковного почитания того или иного святого — очень длительный процесс, занимающий десятилетия, а иногда и столетия, по истечении которых все политические факторы неизбежно теряют свою актуальность.

В итоге все мирское отваливается, и Церковь безошибочно опознает своих святых. Мы можем вспомнить, например, святую Анну Кашинскую — русскую святую XIV века, прославленную в 1650 году и деканонизированную в 1677 году из опасения, что ее почитание может быть использовано старообрядческим расколом. Однако Бог не допустил, чтобы эта святая была забыта: ее почитание в церковном народе сохранялось, а в 1908 году состоялась ее повторная канонизация.

6.1.1. Содержание подвига благоверных. Святые византийские императоры

Это разряд святых монархов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры. Богословское обоснование почитания отдельных монархов как святых основано на восприятии их как поставленных от Бога устроителей земной жизни, судей и хранителей закона. Это понимание царского служения имеет еще ветхозаветные корни. Установление царской власти в Израиле описано как акт богоизбрания. Первому израильскому царю Саулу пророк Самуил говорил: «И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать… и сделаешься иным человеком» (1Цар.10:6). Неоднократно подчеркивалась и особая избранность царя Давида. Но следует помнить, что ветхозаветное восприятие царской власти коренным образом отличается от свойственных религиозным системам Древнего Востока представлений о царе как харизматическом вожде, наделенном божественными полномочиями.

Для христианской Церкви тема царской святости приобрела актуальность после признания христианства государственной религией Римской империи, когда император официально стал защитником Церкви и охранителем веры. Византийские императоры получили существенные полномочия в церковной сфере. Они именовались «внешними епископами», могли созывать Вселенские Соборы, возбуждать дискуссию по важным догматическим проблемам
840, вели определенную религиозную политику, издавая указы о преследовании еретиков и т. п. В титул византийского императора входило наименование «святой» (agios). Тем не менее, царская святость не являлась автоматической, она была обусловлена теми требованиями праведности, которые сформировались еще в библейской традиции. Из Священного Писания мы помним многочисленные примеры правителей, отвергнувших волю Божию и поклонявшихся идолам. Неправедный царь лишался своего богоизбранничества. Это свидетельствовало о том, что благодатные дары царства давались не безусловно
841.

Среди византийскихимператоров причислены Церковью клику святых Константин и Елена, Феодосий I Великий и его супруга Плакилла, Феодосий II с супругой Евдокией, Маркиан и Пульхерия, Лев I Великий, Маврикий, Юстиниан и его супруга Феодора, императрицы Феофания, Ирина – жена Льва Хазара, Ирина – супруга Иоанна Комнина, Феодора, царевны Сосипатра и Анфуса
842.

Почитание императоров как святых было выборочным. Как правило, канонизировались императоры, при которых происходили Вселенские Соборы. При Константине Великом в империи восторжествовало христианство и был созван Первый Вселенский Собор (325), при Феодосии Великом – Второй (381), при Феодосии Втором – Третий (431), при Маркиане и Пульхерии – Четвертый (451), при Юстиниане – Пятый (553), при Ирине – Седьмой (787). К этой группе можно отнести и правителей, не созывавших Вселенских Соборов, но оказавших значительные услуги Церкви, например, цариц Елену и Феодору. Царица Елена в 326 г. нашла Животворящий Крест Господень. При царице Феодоре было восстановлено иконопочитание в 843 году. Конечно, эти правители отличались и личным благочестием, но все же основной причиной их канонизации, на наш взгляд, был их вклад в дело защиты и укрепления Православия.

Другие императоры прославлены за свой аскетический подвиг и дар чудотворения.

Так, еще при жизни за добродетельную жизнь почиталась
царица Феофания, первая супруга императора Льва Мудрого (866–911). Она спала на рогоже рядом с роскошной постелью, под царскими одеждами носила власяницу, творила много милостыни. Святитель Димитрий Ростовский
843 сообщает, что император Лев еще при жизни стал строить храм в ее честь. Св. Феофания категорически воспротивилась этому, и тогда храм был переименован в честь Всех Святых. После смерти Феофании Лев Мудрый в совете с Церковью установил празднование памяти Всех Святых в следующее воскресенье после Пятидесятницы. По словам Льва, если Феофания святая, то в этот день будет праздноваться и ее память. Об этом говорится также в синаксаре Недели Всех Святых (Цветная Триодь). Благочестивая императрица была прославлена чудотворениями уже через несколько дней после кончины, и поэтому почти сразу канонизирована.

Среди членов византийских императорских фамилий были царственные иноки, точнее, инокини – царевны Сосипатра и Анфуса.
Царевна Сосипатра (†625, память 9 ноября ст. ст.) была дочерью императора Маврикия. Она приняла иночество, основала вместе со своей наставницей прп. Евстолией обитель и управляла ею до конца жизни
844.
Царевна Анфуса Омонийская,
дева, игуменья
(12 апреля ст. ст.) была дочерью императора – иконоборца Константина Копронима (741–775) от его первой супруги из хазар, «яже от злаго корене добрая ветвь сущи, изводи житие свое в чистом девстве провождати». Она и ее брат, будущий император – иконоборец Лев Хазар (775–780), были близнецами и родились 25 января 750 года. Несмотря на уговоры отца, Анфуса отказалась выйти замуж, стремясь к иночеству. После смерти Константина Копронима она все свое личное имущество употребила на помощь нищим и сиротам. Благочестивая царица Ирина (780–802), супруга Льва Хазара, относилась к святой Анфусе с любовью и уважением и приглашала ее в соправительницы. Но святая Анфуса отказалась. Она приняла постриг от святого Патриарха Тарасия (784–806), основала в Константинополе Омонийский монастырь, прославившийся строгим уставом, и прожила в нем до своей кончины в 801 году.

Ряд императоров прославлен как за заслуги перед Православием, так и за благочестие в личной жизни.

Например
,
Лев I Великий (Маркелл)
(457–474, память 20 января ст. ст.). Это первый император, коронованный Константинопольским архиепископом. Лев I был православным императором, защитником постановлений Халкидонского Собора, он заботился о сохранении единства империи и Церкви после Халкидона, решения которого не было принято значительной частью населения Византии. С его именем связано установление празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы в Светлую Пятницу. В синаксаре Цветной Триоди говорится, что он «бяше благ и смирен человек». О появлении праздника Живоносному Источнику синаксарь повествует следующее. Когда Лев еще не был императором, он как-то помогал идти одному слепцу. Когда тот попросил воды, Сама Матерь Божия указала Льву источник в лесной чаще и велела исцелить слепого этой водой. Обращаясь ко Льву, Пресвятая Богородица назвала его царем, что действительно вскоре осуществилось
845.

Св.
Маврикий (582–602), как и последний Российский царь, принял мученическую кончину от рук взбунтовавшихся подданных. Маврикия считают одним из лучших византийских императоров. Он был сторонником Халкидона и всячески старался присоединить монофизитов к Православию мирным путем. Монофизиты относились к нему с уважением, их историк Иоанн Эфесский называл его «боголюбивым императором», сирийские монофизиты почитали его святым. В правление Маврикия многие из них вернулись в Православие. В числе возвратившихся Грузинская Церковь и часть Армянской. Маврикий реформировал и укрепил империю, активно боролся с коррупцией. Он был замечательным полководцем, очень любил свою семью, отличался необычайной скромностью.

Зимой 602 г. в войсках начался мятеж, который возглавил полковник Фока, будущий император (602–610). Маврикий и его сыновья были схвачены. Император не сопротивлялся, он воспринял это с истинно христианским мужеством, как наказание за свои грехи. По словам хронографа, Фока, желая увеличить мучения Маврикия печальным зрелищем, приказал казнить в его присутствии пять сыновей его. Маврикий же, постоянно повторял: «Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои». Няня спрятала одного из царских сыновей и пыталась отдать на убиение своего собственного, но Маврикий не допустил этого. Он нашел и отдал на казнь своего сына. Последним был обезглавлен сам император
846. Память св. Маврикия 28 ноября ст. ст.

Сведения об остальных канонизированных византийских императорах находятся в приложении к теме.

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Прикосновение к мироточащим мощам Чудотворца, хранящимся в католическом монастыре города Бари (Италия), благословляет верующих исцелением. Обращаться с молитвой к Николаю Угоднику можно в любом месте.

Акцент православного учения опирается на духовный принцип целеустремленного движения к обретению святости на протяжении безгрешной жизни. Важное преимущество святости по Православному учению в постоянном общении с Богом апостолов, пребывающих в Царствии Небесном.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

За высокую нравственность и святость, на протяжении истории Православной Руси, Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому, даже при самой безысходной ситуации, сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

1. Византийские императоры.

· Равноапостольный император Константин.

· Равноапостольная царица Елена.

· Св. Пульхерия.

· Св. император Юстиниан.

· Краткие сведения об остальных византийских императорах.

2. Английский король-мученик св. Эдмунд.

3. Св. княгиня Евфросиния Полоцкая.

4. Св. князь Александр Невский.

5. Свв. русские князья-воины.

6. Св. Филарет Милостивый.

7. Св. Петр Мытарь.

8. Св. Михаил Воин.

9. Свв. диакониссы Олимпиада, Поплия, Феозва.

10. Св. Симеон Верхотурский.

11. Св. прав. Феодор Томский.

12. Св. прав. Иулиания Лазаревская.

13. Св. Клотильда, королева Франции.

14. Св. Женевьева Парижская.
1

Феодосий I Великий (379–395). Память 17 января. Крестился в 380 г. При нем был созван Второй Вселенский Собор и издан манифест о вере, признающий Никейское исповедание единственно верным и лишающий всех, кроме никейцев, звания кафоликов и соответствующего положения в империи
889. Память супруги Феодосия Великого св.
Плакиллы 14 сентября. О ней есть слово свт. Григория Нисского890.

Феодосий II Новый (408–450). Память 29 июля. При нем был созван Третий Вселенский Собор (431 г., Ефес). Император был блестяще образован и благодаря влиянию своей сестры св. Пульхерии – благочестив. Он любил читать христианских писателей и петь церковные гимны. Однажды на ипподроме вместо ожидавшегося зрителями ристалища он устроил грандиозный молебен, на котором сам регентовал. Церковный историк Сократ пишет, что его никто из ближних не видел разгневанным. Некто спросил его, почему он никогда не наказывает смертью оскорбившего его человека. «О, если бы, ответил император, возможно было мне и умерших возвратить к жизни… Не великое и не трудное дело убить человека, но, раскаявшись, воскресить умершего не может никто, кроме Бога»
891. Феодосий активно преследовал язычников. В 426 г. по его приказу была сожжена Олимпия – место культа Зевса и проведения посвященных ему олимпийских игр. Он издал указ против книг философа-неоплатоника Порфирия, в котором говорилось: «Предписываем все, что Порфирий (или кто-либо другой), гонимый собственным безумием, написал против благочестивой веры христианской, где бы оно ни было обнаружено, предать огню. Ибо мы хотим, чтобы всяческие произведения, вызывающие гнев Божий и оскверняющие душу, не достигали даже слуха людей»
892. При Феодосии II в столицу были с почетом привезены мощи свт. Иоанна Златоуста. Император, преклонив колена, молился о прощении грехов его родителей виновников страданий и смерти великого святителя
893.

Вместе с Феодосием почитается и его супруга
Евдокия (память 13 августа, †460 в Палестине). Она была дочерью латинского софиста, получила прекрасное образование. Супругой Феодосия II стала по желанию св. Пульхерии. С 441 г. Евдокия лишилась благоволения мужа из-за обвинения в расположении к сенатору Павлину, целомудренному и благоразумному человеку. Он был сослан и казнен, а опальная царица сама покинула Константинополь и остаток жизни провела в Иерусалиме. Умирая, она с клятвой засвидетельствовала свою невиновность. Святитель Димитрий Ростовский так комментирует эту историю: «Бог попустил приключиться с ними такому несчастию – Павлину во спасение души, а царице в наказание» за то, что она вместе с супругом принудила св. Пульхерию удалиться из дворца. Впоследствии Евдокия раскаялась в своей вражде к св. Пульхерии и в знак примирения преподнесла ей икону Матери Божией, написанную, по преданию, св. евангелистом Лукой. Евдокия была похоронена в базилике св. Стефана, построенной на ее средства
894.

Маркиан (450–457). Память 17 февраля. Супруг св. Пульхерии, старшей сестры св. Феодосия II. Святитель Димитрий Ростовский в житии св. Пульхерии рассказывает, что он был военачальником, отличался благочестием и дал обет девства, который соблюдался и в браке со св. Пульхерией. При св. Маркиане и св. Пульхерии был созван Четвертый Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.) и подписан знаменитый Халкидонский орос.

Императрица Ирина (память 7 августа, регентша с 780, царствовала 797–802) была супругой императора – иконоборца Льва Хазара. Вместе со св. патриархои Тарасием она подготовила созыв Седьмого Вселенского Собора (787). Преподобного Феодора Студита св. Ирина назначила игуменом разоренного иконоборцами Студийского монастыря, вскоре ставшего одной из самых значительных обителей империи. В 802 году она была свергнута и сослана в монастырь на о. Лесбос. Проведя год в монашеских подвигах, св. Ирина почила в августе 803 г. и вскоре после смерти была канонизирована.

Царица Феодора (память 11 февраля) супруга императора – иконоборца Феофила (829–842)
895, ставшая после его смерти регентшей при малолетнем сыне Михаиле (842–855). Св. Феодора восстановила на престоле изгнанного супругом Патриарха – исповедника Мефодия и окончательно утвердила иконопочитание. В первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 г., было совершено празднование Торжества Православия, которое с тех пор ежегодно отмечается Церковью, приобретя широкий характер торжества над всеми ересями. В 855 году она была свергнута своим 16-летним сыном и вместе с дочерьми заключена в монастырь, где и окончила свои дни
896.

Царица Феофания, первая жена императора Льва Мудрого (866–911), еще при жизни почиталась своим супругом за добродетельную жизнь. Она спала на рогоже рядом с роскошной постелью, под царскими одеждами носила власяницу, творила много милостыни. Святитель Димитрий Ростовский
897 сообщает, что император Лев еще при жизни стал строить храм в ее честь. Св. Феофания категорически воспротивилась этому, и тогда храм был переименован в честь Всех святых. После смерти Феофании Лев Мудрый, естественно, в совете с Церковью, установил празднование памяти всех святых в следующее воскресенье после Пятидесятницы. По мнению Льва, если Феофания святая, то в этот день будет праздноваться и ее память. Об этом говорится и в синаксаре Недели Всех святых (Цветная Триодь).

Ирина (память 13 августа.
1124). Об этой святой известно, что она была супругой императора Иоанна Комнина (1118–1143), что в иночестве ее звали Ксения и что она создала монастырь Вседержителя в Константинополе
898.

2. Английский король – мученик св. Эдмунд

(память 20 ноября, 856–869)

Эдмунд родился в 841 году в семье благочестивых христиан, с детства постиг истинное значение молитвы, знал наизусть все псалмы.

В конце 856 года, в королевском дворце, находившемся на месте сегодняшнего городка Кэйстор Сэйнт Эдмунде в окрестностях Норвича, молодой принц Эдмунд был избран королем восточных англов. В том же 856 году, в день Рождества Христова, он в возрасте всего лишь 15 лет был помазан и венчан на царство в городке Бюрс, занимавшем стратегическое место на границе между Суффолком и Эссексом. В людской памяти Эдмунд сохранился как благочестивый и благородный государь, настолько преданный своему народу, его безопасности и благосостоянию, что ради них он добровольно отказался от брака. Он был «мудр и честен… смирен и благочестив… по-отечески щедрый покровитель нищих и вдов… защитник Церкви, воздвигнутый Самим Богом». Несмотря на все это, в 865 году над его миролюбивым королевством разразилась страшная буря: началось повсеместное вторжение датчан в страну восточных англов.

Эдмунд, как мог, организовывал сопротивление вторжению с целью защиты Англии от датчан. Так, в 868 году он сражался за освобождение Ноттингхема бок о бок с будущим королем Альфредом Великим. В земле восточных англов он также заботился о возведении и восстановлении защитных насыпей к востоку от Кембриджа, до сих пор известных как «Ров св. Эдмунда» в районе «Низин св. Эдмунда». Однако в 869 году огромное войско датчан вновь совершило нападение на земли восточных англов. Было ограблено множество монастырей, включая Эли и Сохам. Поздней осенью король Эдмунд дал сражение в селении Тетфорд в Норфолке. Несмотря на то, что враг понес крупные потери, король вынужден был отступить к деревне Хоксен в северном Суффолке, где и был схвачен датчанами.

Эдмунд, всегда защищавший других, отказался защищать себя. Он остался верен Христу и со словами: «Мне одному подобает умереть за людей моих, дабы не погиб весь народ», отверг мирные предложения датчан, ценой которых было предательство веры. Датчане глумились над ним и избивали его. Эдмунд отказался стать вероотступником, заявив: «Ничто не может отлучить меня – живого или мертвого – от любви Христовой». Тогда мучители привязали его к дубу и стали нещадно стегать бичом, затем они выпустили в него несколько стрел из лука и наконец обезглавили короля, который непрестанно, вплоть до самой кончины, призывал имя Спасителя. Это случилось в понедельник, 20 ноября 869 года. Вслед за этим датчане покинули местность, бросив голову короля в находившиеся неподалеку заросли ежевики. Позже люди, пришедшие искать главу мученика, были уведомлены о ее местонахождении воем волкодава, стерегущего ее.

Эдмунд был похоронен в часовне деревни Хоксен, и вскоре после его смерти начались чудеса. Самым необычным из этих чудес было то, что не минуло и одного поколения, как потомки тех самых датчан, которые его замучили, стали православными христианами и сами начали почитать убиенного ими короля как святого. В начале X века тело св. Эдмунда было перенесено в монастырский город Бедриксворт, впоследствии ставший известным под названием Бери Сэйнт Эдмундс (Bury St Edmunds – «Город св. Эдмунда»). В течение последующих столетий место упокоения святого сделалось великой святыней и превратилось в один из лучших и крупнейших монастырей Англии. Пять столетий подряд воитель Эдмунд считался святым заступником не только земли восточных англов, но и всей Англии. Поистине, святой Эдмунд был национальным героем, светом с Востока, «блаженным покровителем» земли восточных англов и всей Англии
899.

6. Святой Филарет Милостивый

(память 1 декабря ст. ст. †792)

Св. Филарет Милостивый жил в Пафлагонии (Малая Азия) в VIII веке и принадлежал к числу самых богатых и знатных жителей области. В его доме никогда и никому не отказывали в помощи, каждому праведный Филарет с благожелательностью и щедростью доставлял все необходимое.

Через некоторое время по попущению Божию Филарет стал терять свое богатство. Особенно сильно пострадало его имущество от набегов арабов, которые весьма часто опустошали в то время области Малой Азии. От огромных стад у Филарета остались только пара волов, лошадь и корова. Вскоре и их он отдал нуждающимся, вызвав этим возмущенные упреки супруги и детей. Семья Филарета начала голодать. Но Филарет, подобно Иову, претерпевал лишения и укоризны с кротостью и упованием на Бога. А семье он говорил, что у него спрятано сокровище, которого хватит на сто лет безбедной жизни.

И вера праведника не была посрамлена. Сначала его друг прислал ему достаточное количество пшеницы. Супруга его потребовала разделить ее между всеми членами семьи, чтобы Филарет раздавал не все, а только свою часть. Он и раздал ее в два дня. Тогда оскорбленная жена не захотела даже есть вместе с ним и стала обедать с детьми и внуками отдельно и скрытно.

В то время благочестивая императрица Ирина (при которой был созван VII Вселенский Собор) решила подыскать красивую и добродетельную невесту своему сыну Константину VI (правил 780–797 гг.). Послы, отправленные на поиски невесты, посетили и дом Филарета. Старшую внучку святого старца Марию в числе прочих девиц решено было отвезти на смотрины в столицу. Вместе с ней была приглашена в Константинополь вся ее семья – родители, дед с бабушкой, братья и сестры. Мария понравилась императору и была с ним обручена. И для двух ее сестер нашлись высокопоставленные супруги. Царь щедро одарил семью Филарета. Получив столь великое богатство, родные Филарета вспомнили его слова о сокровище, хранимом для них, и стали просить прощения у праведного старца. А тот снова принялся за дела милосердия. Он попросил у родных купить его часть имения, чтобы иметь деньги для подаяния милостыни.

Старец знал, что многие для выпрашивания милостыни нарочно одеваются в бедные одежды, а другие, неожиданно разорившись, сохранили приличное одеяние и стыдятся просить. Поэтому своему слуге он приказал сделать три ящика – для золотых, серебряных и медных монет. Подавая милостыню, св. Филарет молился, чтобы Бог Сам указал ему, кому сколько дать. И часто случалось, что, желая дать бедняку побольше, он вытаскивал несколько медных монет, а для прилично одетого и на вид совсем не бедного человека его рука вынимала довольно крупную сумму золотом. Царь, узнав о нищелюбии Филарета, распорядился регулярно выдавать ему деньги для подаяния.

Св. праведный Филарет был заранее предуведомлен о дне свой кончины. Он умер в возрасте 90 лет, через 4 года после свадьбы старшей внучки, в 792 г., и погребен в обители Суда Родольфия в Константинополе. Житие сообщает о чудесах от его св. мощей
904.

Прочитайте также:  Какая медитация помогает восстановить зрение
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector