Отлучение от причастия за какие грехи

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Про смысл в канонах

Отлучение от причастия за какие грехи

Важно помнить, что в церковных канонах есть смысл. Каноническое право, к сожалению, нередко преподается будущим священникам формально. И часто единственный вывод, который делается после того, как предмет прослушан, что эти каноны сейчас применять невозможно. Действительно, в таком объеме и на такие сроки, которые там оговариваются, епитимьи сейчас налагать нельзя. Но нужно смотреть не на сроки, а на сам принцип – за какие грехи большую епитимью, за какие меньшую и почему, собственно говоря.

Давайте вспомним те исторические обстоятельства, в которых эти каноны составлялись. Ведь тогда, например, христианских браков, венчаний как таковых не было. Церковью признавался тот, который по факту был браком.

Сегодня, если речь идет о так называемом «гражданском» (незарегистрированном) браке, – он может быть уже сложившимся во времени браком. И вот за время его существования одна сторона пришла к вере, поняла, что нужно «узаконить отношения», а другая – нет. Верующую «половинку», мне кажется, можно причащать. Вспомним слова апостола Павла: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим»(1 Кор. 7:14).

Это как раз тот самый случай, когда сначала оба супруга в язычестве жили, а потом, к примеру, жена становилась христианкой. И вот возникал вопрос, если один в браке христианин, а другой язычник, надо ли такие браки расторгать. И апостол Павел говорит, что нет, не надо расторгать, если этот язычник согласен жить с христианкой, не требуя от нее отречения от веры.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Равно отлучению от Церкви?

Отлучение от причастия за какие грехи

Отлучению от причастия в древности мыслилось тождественным отлучение от Церкви. И, кстати сказать, в канонах всегда оговаривается, что если человек действительно настоящее и горячее покаяние покажет, видимо исправит свою жизнь, священник может епитимью сильно сократить. Сегодня мы буквально задыхаемся от недостатка современных, актуальных церковных канонов.

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно. К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

«Водички попил»

Когда ко мне приходит на исповедь утром человек и говорит: «Я собираюсь причащаться, но забыл и выпил стакан воды», я отвечаю: «Проблема не в том, что ты стакан воды выпил. Ты этим никак святыню не осквернишь. А грех-то заключается вот в чем: ты забыл, что идешь причащаться. Забыл, что ты ко встрече с Господом готовишься».

Если на вечер назначено празднество, пир, мы в обед не едим, чтобы вечером поесть с аппетитом. Мне кажется, изначально этот литургический пост перед причастием был такого плана. Не то что мы там каким-то особенным аскетизмом занимаемся. Просто мы готовимся к главной трапезе, которая должна состояться, к Божественной трапезе.

А мы воспринимаем так, будто к какой-то медицинской процедуре готовимся, которую обязательно натощак надо совершить.

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека.

Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Отправить в изгнание…

В древности, когда писались каноны, отлучение от Церкви в какой-то степени было тождественно изгнанию. А изгнание для древнего человека – страшная вещь. То есть человек оказывался вне общества, вне закона. Его любой мог убить, ограбить и никто, никакой закон и никакие граждане его не защищали бы. То же самое – отлучение от синагоги, например, в Ветхом Завете.

Не говоря уже о том, что сакральная, духовная жизнь у этого человека прерывалась. Потому что не было через кого ему общаться с Богом.

Так что в Церкви, когда она стала разрешена, в Римской империи отлученный человек лишался церковного общения и в какой-то степени – и гражданского общения, и всякого другого. И это очень серьезный инструмент. Хотя совсем не тот, который нам дал Христос. Единственный инструмент – это проповедь, убеждение и свидетельство истины.

А сейчас мы хотим всё то же самое как бы приложить к сегодняшней ситуации, но забываем, что сейчас всё иначе. Отлучили человека от причастия, но его внешняя жизнь особенно не поменялась.

Так что нам важно, повторяю, чтобы человек сам понял, какой это дар – причастие. И тогда отлучение от причастия будет для него бедой, он же знает, чего – лишается…

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Сначала объяснять

Порой мы забываем о нравственной стороне христианской жизни. Поэтому надо настойчиво доносить до людей заповеди христианской нравственности. На оглашении часто сталкиваешься с тем, что люди убеждены, – они заповеди Божии не нарушают. «Я ж не убиваю, не ворую. И родителей своих люблю». Они считают, что всё у них в порядке.

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Записала Оксана Головко

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

https://www.youtube.com/watch?v=https:

Источник

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector