Холотропное дыхание – техника выполнения в домашних условиях с видео || Как часто можно делать холотропное дыхание

Вступление

Многие знают доктора Станислава Грофа как ведущего исследователя в клиническом использовании ЛСД в психотерапии. Другие знают его как основателя (вместе с Абрахамом Маслоу) такого направления психологической науки, как трансперсональная психология. По мнению Кена Уилбера, Гроф – «возможно, величайший психолог в мире из ныне живущих».

У холотропного дыхания была сложная история в Ирландии; у процесса были разновидности под разнообразными названиями, а иногда, по моему мнению, и с ограниченным пониманием самого метода. Термин «холотропное дыхание» – это торговая марка, и только те, кто учился на обучающей программе «Трансперсональный тренинг Грофа» (Grof Transpersonal Training) и сертифицировался, наделены правом его применять.

Но в Ирландии я слышал термины «холотропная терапия», «терапия Грофа» и даже «Гроффинг», и мне не ясно, чем они были на самом деле. Это вызвало широко распространенное заблуждение о реальном методе, о том, что представляет собой эффективная практика и когда она рекомендуется. Однако даже без этой сложной истории, столь тонкий и яркий метод, как холотропное дыхание, обречен на неверное понимание.

Холотропное дыхание опирается на процесс, проходящий в поддерживающей обстановке, в котором глубокое, учащенное дыхание используется в качестве катализатора для переживания необычных состояний сознания (НСС). Считается, что эти состояния сознания по своей сути являются целительными и эволюционными, вынося на поверхность любые проблемы, требующие решения, и помощь клиенту в их творческом разрешении. Холотропную дыхательную технику назвали «медитацией промышленной силы».

На семинарах по холотропному дыханию клиенты работают в парах, один в роли «дышащего», другой в роли «ситтера». Дышащий лежит на матрасе, в то время как ситтер обеспечивает его физическую безопасность и поддержку во время сессии. Инструкции для дышащего состоят в том, чтобы просто дышать глубже и чаще, оставаясь с закрытыми глазами.

Это постепенно вводит в необычное состояние сознания, подобное яркому сновидению, и дышащий просто доверяет мудрости того, что появляется. Дышащие могут делать любые движения, принимать любые положения тела, издавать любые звуки, которые пожелают. Переживания поддерживаются музыкой, которая начинается с игры на барабанах или подобной «побуждающей» музыки, достигает эмоционального апогея, затем переходит в «сердечную» музыку и заканчивается созерцательной (медитативной).

Каждая сессия длится три часа. Позже в тот же день, или на следующий, дышащий и ситтер меняются ролями. Сессии сопровождаются двумя дополнительными мероприятиями: самовыражением через создание художественного произведения [например, рисование мандалы] и обсуждением [шерингом] в малой группе. При этом фасилитаторы присутствуют все время для того, чтобы объяснить метод, создать безопасное пространство, поддерживать процесс и работать с людьми, если те испытывают какие-либо затруднения.

Холотропное дыхание: вред или польза?

У такой техники дыхания, как и у лекарственных препаратов, есть положительное и отрицательное влияние на здоровье человека с побочными эффектами, поэтому мнения психотерапевтов кардинально разделяются. Те, кто применяет на практике холотропное дыхание, утверждают, что это самый безопасный способ лечения психологических проблем.

  • Ее сравнивают с тем, как дышит женщина во время родов, спортсмен при спринтерском забеге, турист, когда поднимается в горы. В результате происходит следующее: резко повышается уровень углекислого газа в тканях, что вызывает гипервентиляцию легких. Эти процессы являются катализатором таких опасных реакций, как: рефлекторное сужение сосудов, резкое повышение кровяного давления, снижение гемоглобина в крови, нарушение метаболизма. Человек испытывает временное удушение мозга, начинают постепенно отмирать нервные окончания.
  • В процессе одного занятия с дыханием при помощи холотропной техники человеческий организм теряет до трех литров углекислого газа, что может привести к головокружению, потере сознания.
  • Если выполнять самостоятельно такую холотропную терапию, не зная всех особенностей правильной техники дыхания, есть риск появления отека мозга и летального исхода.
  • Сделав даже одну неправильную манипуляцию во время занятия с дыханием по холотропной технике в домашних условиях, возможно нанести непоправимый вред центральной нервной системе, миокарду, печени, почкам.

Психотерапевты, являющиеся сторонниками холотропной методики лечебного дыхания, придерживаются противоположного мнения. Они утверждают, что абсолютно здоровый человек, не имеющий противопоказаний и прошедший профессиональное обучение у последователей-учеников Станислава Грофа в сертифицированных центрах, получит только положительный эффект для здоровья. Вот, как эта техника влияет на человеческий организм:

  • Холотропное дыхание считается самой быстродействующей методикой среди остальных психотехник. Она ведет к скорым личностным изменениям. Это происходит, потому что во время холотропного занятия рассматривается не каждая травматическая ситуация из прошлого по отдельности, а целый обобщающий блок.
  • Ваша внутренняя система организма сама выбирает, какую психологическую проблему следует рассматривать в данный момент, благодаря чему специалист-психолог не манипулирует вашим сознанием (в отличие от других направлений психотерапии). Это называется неманипулятивной особенностью холотропной техники.
  • Дыхание, на котором основана данная методика, помогает прорабатывать во время занятия самые глубокие частицы полученного негативного психологического опыта.
  • Благодаря занятиям с использованием холотропной методики, человек во время дыхания осознает корни своего психологического напряжения и освобождается от них.
  • Техника дыхания по холотропной методике эффективно лечит психосоматические болезни (патологии, вызванные негативным психологическим состоянием человека) даже в самых безнадежных случаях.
  • Пациент с легкостью может побороть вредные привычки, зависимость, посещая занятия, основанные на учащенном дыхании.
  • Выполняя упражнения их холотропной методики, человек практически сразу избавляется от последствий хронических стрессов, усталости, к нему возвращается чувство внутренней гармонии.

Включает ли холотропное дыхание употребление наркотиков?

Гроф был одним из самых ранних и наиболее уважаемых исследователей в области клинического использования ЛСД. Будучи фрейдистским аналитиком и психиатром, он убедился, что ЛСД имел терапевтическую ценность как катализатор целительного потенциала бессознательного. Гроф проводил лечение с применением ЛСД в Психиатрическом научно-исследовательском институте в Праге с 1960 по 1967 год и продолжил эту работу в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе.

В то время существовало множество способов работы с ЛСД, но метод Грофа был замечателен тем, что предполагал очень безопасную обстановку и обращенный вовнутрь фокус внимания. Гроф предлагал пациенту лежать с закрытыми глазами, слушая музыку, при постоянном присутствии двух клиницистов. Таким образом, фокус внимания был на внутреннем переживании, а не на диалоговом или психодинамическом опыте, и на эмпирическом [через прямое переживание], а не интеллектуальном, словесном или аналитическом доступе к бессознательному.

Гроф пронаблюдал и отметил поразительный терапевтический эффект этого процесса для своих пациентов. Кроме того, он понял, что эти состояния сознания не были столь уж необычными, как казалось: в большинстве доиндустриальных культур существовали некие культурно одобряемые способы входа в эти состояния, к ним прибегали периодически, чтобы способствовать процессу исцеления или обретения мудрости, используя в качестве катализатора игру на барабанах, природные психоделики, медитацию или пост.

Люди учатся технике холотропного дыхания

Клинические исследования ЛСД, которые проводил Гроф, были чрезвычайно многообещающими, но из-за уличного использования препарата и его продвижения менее здравомыслящими фигурами, такими как Тимоти Лири, неклиническое использование препарата было запрещено в США в 1967 году, а клиническая исследовательская работа завершилась в 1975-м.

Поэтому Гроф обратил свое внимание на другие методы вызова необычных состояний сознания и остановился на использовании углубленного, ускоренного дыхания. Это основа холотропного дыхания (Holotropic Breathwork™). И хотя у холотропного дыхания есть некоторые общие черты с работой Грофа с ЛСД (обстановка и суть), в сессиях холотропного дыхания абсолютно не применяется никаких наркотических веществ. Подобно многими формами йоги, процесс управляется обычным дыханием в темпе, который контролирует клиент.

Для чего еще применяется холотропное дыхание?

Холотропную методику с уникальным дыханием нельзя считать панацеей от всех бед и болезней людей, однако ее применение все же имеет свой положительный эффект во многих случаях. Использование такой дыхательной психотерапии настолько широко, что сравнивается с бесконечными возможностями человеческого сознания.

  • Для похудения. Во время применения дыхания, используемого в холотропной терапии, происходит гипервентиляция легких. В организм поступает огромное количество кислорода, которое способствует эффективному сжиганию жировых клеток. В результате такого дыхания ускоряются обменные процессы, а это помогает очищать организм от вредных веществ и шлаков.
  • Для лечения алкоголизма. Холотропная дыхательная техника оказывает терапевтическое действие для больных, страдающих алкогольной зависимостью. При ее использовании человек погружается в глубины своего сознания и сталкивается с негативным опытом, который привел его к этой проблеме. Пациент переживает эту ситуацию в голове по-новому, получает осознание и исцеляется от полученной ранее травмы. Потребность в алкогольном допинге отпадает, что позволяет успешно одолеть зависимость.

Является ли фасилитатор холотропного дыхания целителем?

Основополагающий принцип холотропного дыхания гласит, что исцеление приходит изнутри самого клиента. В холотропной модели это приводит к беспрецедентному уровню доверия. Считается, что фасилитаторы не являются ни целителями, ни даже терапевтами. Скорее они больше напоминают акушеров, так же поддерживая процесс, наделенный врожденной мудростью.

Фасилитирование на семинаре по холотропному дыханию – это интенсивная практика «незнания». Я вспоминаю высказывание Грофа о том, что причина, по которой обучение фасилитатора занимает как минимум два года, заключается в том, что требуется, по меньшей мере, два года, чтобы понять, как мало вы знаете.

Гроф полагает, что психика обладает функцией внутреннего «радара», которая, когда предоставляется возможность, может выбрать наиболее подходящее переживание, необходимое нам в тот момент для нашего развития (Grof, S. 1992. The Holotropic Mind. New York: Harper Collins. p. 23.). Никто не может знать заранее, что это будет за переживание.

Холотропное дыхание - техника выполнения в домашних условиях с видео || Как часто можно делать холотропное дыхание

Например, рассмотрим клиента, удерживаемого паттерном гнева на свою мать: какой рецепт для него был бы лучшим? Терапевт-биоэнергетик мог бы поощрить его выражать свой гнев. Буддистский учитель мог бы призвать его практиковать сострадание. Юнгианец мог бы призвать его к диалогу с образом своего гнева.

Всегда соблазнительно думать, что мы «знаем, как лучше всего». Это особенно характерно для любого специалиста по профессиональной помощи. Но фасилитатор холотропного дыхания обучен незнанию. Конечно, у многих людей есть большой талант в выбранных ими методах работы, таких как кранио-сакральная терапия, рэйки, биоэнергетика, психодинамическая психотерапия или очищение ауры, но на холотропном воркшопе их никогда бы не применили к процессу клиента.

«Исцелять кого-то» – это прекрасно, но в контексте воркшопа по холотропному дыханию это считалось бы злоупотреблением властью. Каждый участник должен покидать воркшоп, чувствуя себя компетентным, то есть обнаружив, что ответы есть у него самого внутри, а не что «так и так и это великий целитель». Фасилитатор холотропного дыхания, как предполагается, не совершает исцеление и не должен поддерживать идею о том, что он – целитель.

Многие клиенты действительно приходят на воркшоп по холотропному дыханию, желая «быть вылеченными» или с бессознательной потребностью найти гуру. Это может стать ловушкой как для клиента, так и для фасилитатора. Но хороший фасилитатор будет сопротивляться такому проецированию и мягко поощрять клиента искать ответ внутри себя самого.

Конечно, некоторые фасилитаторы действительно обладают сильным целительным присутствием или могут быть талантливы в вопросах «видения» или понимания. Но всем хорошим фасилитаторам холотропного дыхания следует держать это строго под контролем: практика фасилитирования состоит в незнании и предоставлении пространства участникам для того, чтобы они могли найти ответы самостоятельно.

Холотропное дыхание – это разновидность шаманизма?

Существует много отличительных черт, которыми холотропное дыхание (Holotropic Breathwork™) напоминает шаманизм. Как и в шаманизме, участники воркшопа по холотропному дыханию отправляются в путешествие в необычное состояние сознания, чтобы найти исцеление. Музыка звучит для того, чтобы поддерживать это путешествие. Но существует много различий между холотропным дыханием и шаманизмом.

Во-первых, в холотропном дыхании нет никакой дорожной карты путешествия: участников не просят представить вход в шаманский мир и не начинают холотропное путешествие с намерения работать над определенной проблемой или вопросом. Конечно, искать духа-проводника или тотемное животное на шаманском семинаре смысл есть, поскольку это отличительные черты шаманского мира, но проделывание этого на холотропной сессии ограничило бы процесс. На холотропной сессии целый мир возможного духовного опыта из любой традиции (и не из какой традиции) доступен каждому клиенту.

Одна из самых замечательных особенностей холотропного дыхания в том, что у людей может быть множество различных видов переживаний, которые они вольны интерпретировать по-разному, не ограничиваясь каким-то конкретным языком или мировоззрением. Я видел, как у христиан были буддистские переживания, а у и индуистов – христианские.

Я также видел у людей переживания, исходящие, кажется, из многих различных традиций одновременно, и видел, что у некоторых людей были переживания, не связанные ни с какой из ныне известных традиций. Таким образом, хотя у холотропного дыхания есть много черт, схожих с шаманизмом, оно намного больше и шире.

В этом смысле оно является по-настоящему постмодернистской практикой (Boroson, M, (1998) ‘Radar to the Infinite: Holotropic Breathwork and the Integral Vision’ reprinted in K. Taylor (ed), Exploring Holotropic Breathwork: Selected Articles from a Decade of The Inner Door. Santa Cruz: Handford Mead, 2003).

Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?

Одно из наиболее распространенных заблуждений о холотропном дыхании, особенно в Ирландии, состоит в том, что оно дает только исцеление от травмирующего опыта. Это может быть связано с тем, что большая часть сессий холотропного дыхания в Ирландии пришлась 90-е годы. (А в 80-х некоторые терапевты, которые не обучались у Грофа, предлагали свою собственную версию холотропного дыхания.

) Это было время больших перемен в Ирландии. О реальности физического и сексуального насилия со стороны родителей, учителей и духовенства только начали говорить открыто. Терапевты помогали клиентам разобраться с такими травмами, в то время как культура не способствовала раскрытию правды о них. И часто люди, которые приходили на воркшопы по холотропному дыханию, были в состоянии сильной депрессии, чувствовали себя «застрявшими» или излишне эмоциональными.

Мужчина тренирует холотропное дыхание

Степень травмированности большинства из них была очень высокой. Их направляли на холотропное дыхание психотерапевты – из-за отсутствия прогресса в терапии или из-за того, что они не могли справиться с интенсивностью процессов этих клиентов. Все это исказило в Ирландии представления о холотропном дыхании.

Холотропное дыхание практикуют и те, кто находится в процессе исцеления от травмы, и те, у кого нет травмы, о которой они что-либо знают. Еще я знаю учителя дзэн, который отправляет людей на холотропное дыхание, когда их медитационная практика застревает. Лично я считаю холотропное дыхание очень эффективным методом в связке с другими видами личностного развития.

Его используют в контексте развития лидерских качеств, межрелигиозного диалога и гендерного примирения. Суть в том, что холотропное дыхание – это современный способ исследовать самые глубокие аспекты своей личности: иногда вместе с исцелением от травм прошлого, а иногда с обнаружением чего-то помимо этих травм. Но при этом процесс дыхания – всегда о соприкосновении с тем, что реально происходит в вашей жизни прямо сейчас.

Да, холотропное дыхание действительно предлагает людям возможность воскресить память и дает уникальную возможность для катарсиса. И часто история травмы или появление симптомов травмы приводят человека на путь самопознания. Однако в холотропном дыхании речь идет далеко не только о травме. И при этом фасилитатор холотропного дыхания не стал бы поощрять клиента «верить», что всплывшее воспоминание является фактом, – по двум причинам.

Во-первых, интерпретация собственного опыта – всегда личное дело клиента. Во-вторых, переживания в сессиях холотропного дыхания, подобно сновидениям, обычно содержат смесь биографических и символических элементов, разделить которые может быть очень трудно. Это не означает, что всплывшей травмы в действительности не было, просто в задачи фасилитатора холотропного дыхания не входит «установка» программы переживаний или их интерпретация, а целью семинара никогда не является только «исцеление от травмы».

Групповое занятие по холотропному дыханию

Определение травмы не столь просто и однозначно, как нам кажется, и оно может меняться в зависимости от культуры и эпохи. Некоторые задаются вопросом, может ли холотропное дыхание ретравмировать (нанести повторную травму); многие задаются вопросом, травмирует ли повторно какая-либо техника, в которой пересматривается травмирующий опыт.

По мнению Грофа, однако, травма проявляется в холотропной сессии только в том случае, если это необходимо для исцеления. Фасилитаторы холотропного дыхания никогда не стали бы настаивать на работе с травмой, равно как и определять то, сколько времени человеку нужно для работы со своим травмирующим опытом.

Для тех, кто работает со своей травмой (в любой модальности), вполне возможно на какое-то время застрять в этом процессе. В самом деле, кажется, что для некоторых людей это один из способов продвижения: они застревают в том или ином понимании, пока эта точка зрения не надоест им настолько, что ворвется новое понимание.

Однако в тот период, когда они чувствуют, что застряли, им вполне может казаться, будто они попали в ловушку.Но важно помнить, что холотропное дыхание, поскольку оно не об исцелении от травмы, всегда предлагает участникам новый выход из старых проблем. Основное предписание в холотропном дыхании – не «идти в травмирующий опыт», а «продолжать дышать, пока вы не удивитесь тому, что возникнет». Другими словами: «не зацикливаться на своих ожиданиях».

Откровенно говоря, я скорее сталкивался со случаями ретравматизации со стороны врачей и гуру, которые навязывали свои собственные предположения о «распахнутой» перед ними психике клиентов: интерпретировали симптомы согласно конкретной модели, советовали им выполнять специальную работу, управляли их жизненным выбором и т.д. Холотропное дыхание – просто поле любящего присутствия, в котором все, что должно проявиться, может это сделать.

Если вы однозначно решили для себя, что способны заниматься таким методом самопознания, и имеете огромное желание, в домашних условиях самостоятельное освоение холотропной техники с определенным способом дыхания возможно. Благодаря интернет-ресурсам, специализированной литературе, разным видео-урокам, у вас есть уникальная возможность проводить занятия эффективно. Ознакомьтесь далее с холотропной техникой учащенного дыхания, которую вы сможете выполнять дома самостоятельно.

При выполнении домашних занятий с применением холотропной техники минусом для полноценности сеанса является отсутствие ситтера. Если у начинающего практиканта есть возможность обеспечить себе пару – идеально. Невозможности выполнения занятия с «нянькой» не может быть препятствием к применению этой методики. Вот важные рекомендации для домашних занятий, во время которых используется холотропное дыхание:

  • Перед сеансом выберите себе комфортную комнату для занятия, предварительно проветрив ее.
  • Запаситесь подходящей музыкой (об этом более конкретно смотрите в отдельном пункте ниже).
  • Определите для себя, какую конкретную проблему вы хотите решить при помощи холотропной терапии с учащенным дыханием (личностную или семейную, к примеру). Вы должны дышать, чтобы достичь конкретного эффекта, а не ради самого процесса.
  • Выполняйте максимально глубокие, частые вдохи-выдохи, не делайте пауз в дыхании. Дополнительные особые рекомендации здесь не нужны, это невербальная техника, которая заключается в минимальном вмешательстве во время занятия. В чем-то ее возможно сравнить с медитацией.
  • Используйте разные положения тела, которые будет подсказывать ваше сознание.
  • Пережив эмоциональный опыт, займитесь вашим любимым творческим процессом, к примеру, рисованием увиденных образов, танцами, лепкой из глины или пластилина.
  • Вы должны осознать пережитые эмоции.

Подбирайте располагающую к расслаблению музыку: звуки природы, бубна, барабанной дроби. Будет лучше, если для каждого этапа вы выберете разные музыкальные подборки. Вначале должна быть стимулирующая и побуждающая мелодия, затем – драматичная вперемешку с динамичной. В конце должен наступить музыкальный прорыв с переходом к более спокойной, медитативной музыке. Ознакомьтесь с поэтапным описанием музыкального сопровождения всего занятия в холотропной технике:

  1. Первые 8 секунд занятия должна звучать легкая музыка, побуждающая, стимулирующая дыхание.
  2. До 20 секунды занятия запишите еще более стимулирующую дыхание мелодию.
  3. Последующие 20 секунд холотропного занятия должна звучать этническая запись с использованием барабанной дроби.
  4. После – интенсивность занятия по дыханию с холотропной техникой сменяется трансовым состоянием, поэтому следующие 35 секунд должна звучать драматическая мелодия.
  5. Далее происходит спад драмы, и стиль музыкального сопровождения сменяется сердечной, теплой музыкой. Это длится следующие 15 секунд занятия с выполнением дыхания в холотропной технике.
  6. После – мелодия должна плавно перейти в спокойную, но сохранять интенсивность. Такой ритм следует соблюдать до самого конца занятия по дыханию в холотропной технике.

Понятие о холотропных состояниях сознанияи холотропной терапии

В 70-х годах XX века благодаря трудам Леонарда Орра и Станислава Грофа было основано движение “Свободное дыхание” (Free Breathing). Все применяемые психотехники основаны на вызове изменённых состояний сознания посредством гипервентиляции. С. Гроф совместно с супругой Кристиной в 1975 г. оформили методику новой техники, получившей название холотропной терапии (холотропного дыхания).

Данный вид терапии способствует возникновению так называемых холотропных состояний. Словохолотропный буквально означает ‘обращённый к цельности’ или ‘движущийся к целостности’. С. Гроф считает, что в холотропных состояниях сознание видоизменяется качественно глубоко и основательно, но не становится сильно повреж­дённым и ослабленным1.

Теоретически методика холотропного дыхания основана на данных психоделических2исследований и, по мнению С. Грофа, хорошо с ними сочетается. Холотропные состояния сознания могут вызываться целым рядом психотехник древних и туземных (шаманских) культур. Элементы техник для достижения этих состояний существуют в пранаяме — древнеиндийской науке дыхания, а также входят в упражнения кундалини йоги, сиддха йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, буддийской и даосской медитаций. С.

При проведении сеанса холотропного дыхания используют простые средства: осознанное управляемое дыхание, понуждающую музыку в сочетании с другими формами звукового воздействия, целенаправленную работу с телом, рисование мандал4 и др. С. Гроф пишет: “…важно также подчеркнуть, что эпизоды холотропных состояний разной длительности могут также возникать сами собой, без какой-либо устанавливаемой причины и часто против воли вовлечённых в них людей”5. Он подчёркивает, что использование холотропных состояний является новейшей разработкой (курсив наш — и. М.) взападной психиатрии.

Увеличение частоты и глубины дыхания ослабляет психологические защиты и ведёт к высвобождению и проявлению “бес­сознательного” и “сверхсознательного” в психике человека. С. Гроф пишет, что во время холотропных состояний у человека могут появляться глубокие психологические прозрения и переживания, во время которых есть возможность переживать психологическую смерть и возрождение, широкий спектр трансперсональных явлений;

Я, конечно, видел, что некоторые люди кажутся «подсевшими» на холотропное дыхание. Но здесь следует быть поосторожнее в суждениях. Многие люди прибегают к холотропному дыханию как к последнему прибежищу или когда переживают психодуховный кризис. В этих случаях период интенсивной внутренней работы не только желателен, но и ценен для них.

В то же время есть и другие люди, такие как я, кто считает холотропное дыхание духовной практикой и старается выполнять ее, по крайней мере, пару раз год – столько, сколько кто-то проходил бы ретрит по медитации. И хотя я видел множество людей, которые какое-то время интенсивно практиковали холотропное дыхание, и нескольких людей, которые кажутся излишне привязанными к нему некоторое время, я никогда не видел «зависимых» от него.

Вероятно, не существует ни одной другой практики, которая в руках наркомана не может превратиться в зависимость. Холотропное дыхание определенно не подходит для людей, которые испытывают активную зависимость от чего-либо (будь то наркотики, алкоголь, еда или поведение), поскольку оно имеет свойство выносить на поверхность исключительно тот материал, который зависимый пытается с помощью зависимости подавить;

усиленный таким образом конфликт может усилить зависимое поведение. Но как только зависимый переходит в стадию реабилитации, холотропное дыхание может быть целительным, помогая выздоравливающему зависимому работать с подавленным материалом и, возможно, способствуя обнаружению более глубоких паттернов, которые привели его к зависимости. (Grof, S.

Термин «измененные состояния» широко использовался в первые годы трансперсонального движения, но из-за соотнесенности с ненормальностью или патологией его стали употреблять все меньше и меньше. Термин «необычные состояния сознания» предпочтительнее, поскольку не содержит положительного или отрицательного суждения об этих состояниях.

Гроф склонен называть эти состояния сознания просто «холотропными», что означает «движущие по направлению к целостности». Другими словами, холотропное дыхание просто открывает нас для состояния сознания, которые помогают нам двигаться по направлению к целостности.

В последние годы я слышал, как некоторые люди используют термин «необыкновенные состояния сознания», который предполагает красоту и возможность таких состояний. Однако лично я пришел к убеждению, что такие состояния сознания – как и сновидения – присутствуют всегда; они необыкновенны, только если мы их еще не осознаем.

Я считаю, что символический мир на самом деле существует все время, просто мы слишком «проснулись», чтобы замечать это. Мое нынешнее понимание холотропного дыхания таково, что оно просто погружает нас в более глубокие измерения настоящего момента, показывая прямо сейчас немного больше красочного спектра, который и есть реальность.

Медицинские противопоказания к применению

Перед выполнением дыхательных упражнений нужно выяснить, нет ли у вас каких-либо медицинских противопоказаний к применению данной методики. Существует немало противопоказаний к тому, чтобы заниматься таким видом дыхания. Ознакомьтесь с подробным списком заболеваний/показаний, наличие которых запрещает заниматься холотропной терапией:

  • В процессе проведения занятия по учащенному дыханию человек может переживать эмоциональные всплески, стрессы, физически ощущать свои переживания (через повышение температуры тела, к примеру). Для тех, кто страдает стенокардией, гипертонией, сердечной недостаточностью, астмой – все это очень опасно и может привести к летальному исходу.
  • Беременность. Это может привести к гибели плода в утробе матери.
  • Занятия с использованием холотропной терапии не показаны, если человек страдает эпилепсией. Применение такой методики повышает риск возникновения припадка от полученных эмоций.
  • Не занимайтесь холотропной техникой, если вы недавно перенесли операцию или какую-либо травму. Упражнения с интенсивным дыханием могут привести к разрыву швов.
  • Противопоказаны занятия на основе холотропной методики во время острой стадии инфекционных заболеваний.
  • Дети, не достигшие 14-летнего возраста, на такие сеансы не допускаются.

Есть ли предписанный порядок переживаний?

Я видел, как многие новички в холотропном дыхании приходят на семинар с готовыми идеями о том, что они должны испытать или будут переживать. Как будто их терапевт заранее их проинструктировал. (Один участник даже прибыл с картой своего тела, сделанной его терапевтом, показав мне, где именно находился его «материал».

) Но в холотропном дыхании нет никакого предписанного порядка переживаний и никакого способа предсказать то, что возникнет. Фасилитаторы неоднократно подчеркивают: отпустите ваши ожидания и приготовьтесь удивляться. Внутренний целитель сам выберет проблему, которую вы будете исследовать, исцеление, которое вы переживете, и урок, который вы извлечете.

Также существует общепринятое заблуждение о том, что клиенты сначала должны очистить личный травмирующий опыт, затем проработать травму рождения и затем, если им повезет, у них могут быть трансперсональные переживания. Это неверное, но объяснимое толкование работы Грофа, поскольку он действительно предлагал это в качестве общего порядка развертывания холотропного процесса.

Однако для каждого случая отдельно и от сессии к сессии в основном этот порядок так не работает. Я видел, как у многих людей были очень сильные духовные переживания во время самой первой их сессии: этот опыт может служить для них стимулом продолжать или инструментами, необходимыми для продолжения, он также может быть глобальным представлением об их процессе.

Интересно, что многие сессии отражают множество уровней души одновременно –захватывающим, голографическим образом. И так же, как и в случае сновидений, каждая сессия может содержать прелюдию или намек на то, что придет. Я помню одного участника, истового вегетарианца, прошедшего холотропную сессию, в которой в его сознании всплыл образ биг мака, мельком, очень повеселив его.

Я пришел к пониманию того, что холотропное дыхание просто поднимает непосредственно тот опыт, в котором мы нуждаемся прямо сейчас, в данный момент, на любом уровне сознания. «Терапевтический» это опыт или «духовный» – не столь важно, как и то, что это может быть что-то из прошлого. Буквально это или метафорично – тоже, кажется, не имеет большого значения.

Конечно, во время сессии холотропного дыхания могут быть внетелесные переживания. Хотя большинство сессий переживаются исключительно телесно. Фактически, это один из самых ценных аспектов холотропного дыхания. Поскольку дышащий ложится на матрас и рядом с ним находится ситтер, чтобы обеспечивать его безопасность, дышащий может позволить себе телесно делать все, что ему нужно. Здесь действует совершенно иное правило, чем, например, на ретрите по медитации, где для практики может быть предписана специальная поза.

На семинаре по холотропному дыханию физически вы можете проявлять себя любым вообразимым способом. Точнее, вы можете позволить своему бессознательному проявляться физически так, как оно пожелает. Таким образом участники могут в полной мере воплотить свои духовные переживания. Я не встречал практики, которая соединяла бы трансцендентное с имманентным (внешнее с внутренним) или духовное с физическим столь же эффективно.

Видео-урок: Как научиться правильно дышать

Если вы хотите эффективно применять холотропную методику, важно научиться правильно дышать. В противном случае это не только не окажет никакого действия в процессе терапии, а даже может повлечь за собой огромные проблемы со здоровьем и необратимые процессы в организме с летальным исходом. Ознакомьтесь ниже с исчерпывающим видео-уроком, обучающим правильной технике дыхания во время холотропного сеанса. Так вы узнаете много полезных рекомендаций, инструкций, которые помогут вам получить исцеляющий эффект от использования данного способа.

Нужна ли в холотропном дыхании работа с телом?

Фасилитаторы холотропного дыхания обучены помогать участникам воркшопов, применяя форму поддержки, которую иногда называют телесной работой (bodywork), но которую часто путают с чем-то другим. Все чаще и чаще, однако, ее называют «сфокусированной работой по высвобождению энергии», а не «телесной работой».

Большинство участников завершает свои сессии, не нуждаясь в подобной работе. Но если она кому-то действительно понадобится, фасилитатор откликнется на просьбу и творчески и с сопереживанием окажет клиенту необходимую помощь. Как правило, это означает просто мягко положить руку на плечо, чтобы поддержать дышащего.

Иногда фасилитатор предлагает клиенту усилить то, что уже происходит. В этом случае можно усилить движение или каким-либо способом выразить переживание. Можно просто поощрять клиента издавать звук или исследовать образ, который он уже переживает. Чтобы усилить чувство, клиенту также может быть нужно физически сопротивляться какому-то особому движению.

К сожалению, я видел, как некоторые терапевты, не проходившие обучение у Грофа, делали такие интервенции при работе с необычными состояниями сознания, которые ужаснули меня, так что позвольте мне быть предельно ясным: фасилитатор холотропного дыхания никогда не стал бы физически вмешиваться в сессию без разрешения клиента — если только не было угрозы, что клиент навредит себе или кому-то еще.

Покидает ли участник воркшоп по холотропному дыханию, будучи «незаземленным»?

После любого драматического опыта есть риск остаться «незаземленным». Возвращаясь из ашрама или с ретрита по медитации, или даже с терапевтической сессии или сеанса массажа, люди могут это чувствовать. Глубокие переживания часто выбивают из колеи, и чтобы интегрировать их в повседневную жизнь, может потребоваться время.

Именно поэтому сессии холотропного дыхания обычно проводятся как ретриты с ночевкой или длятся как минимум целый день. Выездные воркшопы способствуют более глубокому погружению участников в свои переживания и дают им больше времени для завершения опыта. Хорошие фасилитаторы убеждаются в том, что прежде чем покинуть воркшоп, участники достаточно заземлились.

И готовы помочь им после воркшопа, если возникнет такая необходимость. Фасилитаторы холотропного дыхания часто могут отправлять участников на терапию для дальнейшей длительной поддержки и интеграции переживаний (а многие терапевты отправляют своих клиентов на холотропное дыхание, чтобы дополнить свою терапию).

Важно и то, что нет никакого «метода» завершения. При необходимости фасилитаторы работают с каждым клиентом, чтобы обеспечить полноценное завершение. До того, как я попробовал холотропное дыхание, у меня было много глубоких переживаний в работе с терапевтами, которые этого не понимали. Они завершали мои сессии, когда считали нужным или в заранее оговоренное нами время, используя управляемую визуализацию, ритуал завершения или же просто указывая на время и мягко подталкивая меня к тому, чтобы я встал.

Пока мы смотрим на завершение с позиции расписания, этот процесс не имеет абсолютно ничего общего с потребностями клиента и является потенциально разрушительным для врожденной мудрости психики клиента. Зачем приглашать клиента в процесс, который начинается в духе доверия, чтобы потом произвольно его ограничить?

Это не просто вопрос времени. Фасилитатор холотропного дыхания поощряет каждого участника найти уникальный символ (проявление, реализацию, образ или потребность), который завершит его путешествие и поможет ему почувствовать себя готовым к возвращению. Только столкнувшись с холотропным дыханием, которое должным образом фасилитируется, я смог найти подлинное завершение в определенных вопросах – я отыскал уникальный ответ, подходящий для решения моего собственного, особого психологического затруднения.

Иногда, конечно, путешествие не может завершиться за одну сессию (некоторые путешествия длятся всю жизнь), но можно полноценно завершить, по крайней мере, конкретный его этап. А вот преждевременно окончить сессию – этот как попросить Ясона вернуться домой без золотого руна, потому что его ужин стынет.

Холотропное дыхание – жестокий метод?

За многие годы работы терапевтом и фасилитатором холотропного дыхания, а также из своего собственного путешествия я узнал, что в каждом из нас есть жестокие чувства, желания и реакции. Вопрос в том, насколько мы с ними знакомы и можем ли мы умело с ними обращаться, а не удивляться им, проецировать их на других или бесконтрольно проявлять их во внешнем мире.

Конечно, холотропное дыхание дает людям беспрецедентную возможность работать со своим собственным гневом и яростью. При этом клиенты чувствуют себя уверенно в том, что они никого не ранят, включая самих себя. Им можно шуметь столько и так сильно, как им хочется. То есть они действительно свободны в выражении своей ярости.

Любой человек, случайно оказавшийся на воркшопе [«залетных», «случайно зашедших» людей на воркшопах не бывает и быть не может. – Прим. «МХД»], не понимая происходящего, мог бы предположить, что идет жесткая работа с применением силы. Но я считаю, что все происходящее – лишь драматическое проигрывание содержимого человеческой психики, которая, конечно, включает и сильные отрицательные чувства.

То, что люди могут испытывать бурные чувства во время холотропной сессии, не означает, что это жестокий метод. Большинство людей, которые ходят на воркшопы по холотропному дыханию, по моему мнению, решились встретиться с правдой о себе, включая собственную Тень, и поэтому они способны быть более мирными в будничной жизни.

Конечно, взаимодействовать с гневом людям может быть сложно. Многие, годами пребывая в депрессии или будучи отделенными от собственного гнева, обнаруживают в себе столько ярости, что им необходимо осваивать техники управления гневом или заниматься спортом просто для того, чтобы перерабатывать или регулировать эти вспышки чувств.

Фасилитатор холотропного дыхания никогда не стал бы «программировать» клиента на выражение гневных чувств. Выражение злости и ярости – лишь один из многих возможных опытов, которые можно прожить в сессии. На самом деле, многие сессии холотропного дыхания – мирные, радостные или игривые. Поработав фасилитатором примерно в 10 тысячах сессий холотропного дыхания, я, конечно, видел много гнева, но еще больше я видел печали, горя, уязвимости, мягкости, мудрости и удивления.

Не погружает ли холотропное дыхание СЛИШКОМ глубоко?

Во-первых, то, что холотропное дыхание позволяет людям переживать глубокий опыт и в определенной степени активизирует эти переживания, – очевидно. Но важно помнить: клиент всегда контролирует механизм, регулирующий глубину процесса – дыхание. Никого не принуждают идти глубже, чем он хочет.

Так же, как в остеопатии, гомеопатии и в какой-то мере в юнгианском анализе, в холотропном дыхании предполагается, что симптомы станут более яркими — или усилятся — это способ разрядки, его называют «исцеляющим кризисом». Такая модель коренным образом отличается от медицинской, где устранение симптомов — иногда даже без выявления причины их возникновения — часто является стандартной практикой.

Гроф полагает, что симптом похож на интерференционный узор — он представляет «край» другой реальности или гештальта, который пытается проявиться (Grof, S. , 1992. The Holotropic Mind. New York:Harper Collins. – 206). И проблема заключается в том, что та другая реальность не очень согласуется с этой.

Например, приступ паники мог бы служить попыткой психики исцелить полученную ранее травму; у него определенно есть много признаков процесса рождения (клаустрофобия, сжатие, страх, учащение сердцебиения и т.д.). Поэтому проблемой является не сама паническая атака, а контекст, в котором она происходит.

Если это случается, когда вы ведете автомобиль или сидите за своим рабочим столом в офисе, то будет считаться патологическим. Но если то же происходит в безопасном и поддерживающем пространстве, где приступ паники можно прожить полностью – и лежащий в основе гештальт может быть разрешен, это станет исцелением.

Я, конечно, видел, как люди оказываются на некоторой «напряженной территории» в сессиях холотропного дыхания, но с тем же успехом они могли бы попасть в еще более сложные ситуации в обычной жизни, вырвись те энергии наружу. Во время интенсивных жизненных перемен у человека могут появляться перепады настроения, активные сновидения и глубокая тревога.

Многие приезжают на семинары холотропного дыхания во время подобных трансформаций, из-за чего случайному наблюдателю могло бы показаться, что холотропное дыхание и вызывает такие расстройства, а не служит методом их переработки. Многие прибегают к холотропному дыханию, как к последнему прибежищу. Я работал с большим количеством клиентов, которые восстанавливались после жестокого обращения психиатров, шаманов- или йогов-манипуляторов, и которые обрели безопасное, безоценочное пространство на воркшопе по холотропному дыханию.

Я также работал со многими людьми, проходившими реабилитацию после злоупотребления психоделическими веществами, которые могут вызывать очень сложные и напряженные психологические состояния. Неудивительно, что холотропное дыхание привлекает таких людей безопасностью, глубиной и уважением к участникам.

Однако было бы ошибкой считать, что холотропное дыхание вызывает трудные переживания у людей, которые иначе бы с ними не столкнулись. Мой главный опыт свидетельствует о том, что на сессиях холотропного дыхания люди находят возможности для разрешения таких своих вопросов, которые они просто не смогли бы разрешить где-либо еще.

Я не отрицаю, что холотропное дыхание – глубокий и порой эмоциональный процесс. Но глубокие переживания отнюдь не всегда болезненны или мрачны (хотя именно о таких говорят чаще). Я видел, как многие люди на воркшопах по холотропному дыханию высвобождают свою способность смеяться от души, учатся кричать из глубины души, двигать частями тела, которые годами были «заморожены», впервые испытывают экстатические состояния, а также обретают такую тишину и покой, к которым и близко не подходили в своей обычной жизни.

Заключение

Наконец, одно из самых распространенных, на мой взгляд, заблуждений о холотропном дыхании – то, что в первую очередь его позиционируют как безопасный способ переживания необычных состояний сознания. Для некоторых людей это весьма заманчивое предложение, но оно упускает из виду многие другие причины, по которым стоит принимать участие в воркшопе по ХД.

И оно не раскрывает подробно то, что в результате для большинства людей составляет основную пользу от воркшопа. На воркшопах по холотропному дыханию люди часто впервые в жизни переживают опыт пребывания в полнейшей безопасности и испытывают состояние глубочайшего доверия. Они учатся брать тайм-аут у повседневности – для своих более глубоких потребностей и мечтаний.

Они учатся быть свидетелями своих собственных страданий и страданий других людей. Они учатся поддерживать друг друга все то время, пока разворачивается драматический процесс. Они узнают, что огромные духовные сокровища Вселенной живут внутри каждого из нас. Они учатся доверять своему «внутреннему целителю».

Они узнают, что проживание собственной правды – самый быстрый путь к целостности. Они учатся быть сострадательными по отношению к себе и другим. Они учатся ценить свою уникальность и уважать особенности других людей. Они узнают, что это нормально – чувствовать себя маленьким и уязвимым, равно как и ощущать себя большим и сильным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector