Духовно нравственные ценности общества это

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Лекция 9 изучение нравственной сферы личности

ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ЭТОЙ ТЕМЫ

  • вы
    познакомитесь с позициями известных
    ученых в вопросе определения критериев
    и показателей уровня нравственной
    воспитанности;

  • сделаете осознанный
    выбор одной из существующих точек
    зрения

или разработаете
собственные критерии и систему их
оценок;

  • на практике оцените
    возможности некоторых методик
    исследования нравственной воспитанности
    школьников;

  • сформируете
    свое мнение в дискуссии о возможности
    диагностирования духовной сферы
    личности.

ВОсобенности педагогической диагностики нравственной воспитанности школьниковНравственная
воспитанность – интегративная
характеристика морального облика
школьника, которая включает целую
совокупность сформированных нравственных
качеств личности и их структурно-содержательных
компонентов, устойчиво проявляющихся
в поведении и деятельности и определяющих
систему и направленность нравственных
отношений.

педагогической литературе
общепризнанным является положение о
том, что органической частью педагогической
технологии являются диагностические
процедуры. По мнению ученых, они должны
содержать критерии, показатели и
инструментарий измерения результатов
деятельности. Для обеспечения
управляемости как критерия технологичности
образовательного процесса диагностику
необходимо осуществлять как на этапе
определения эффективности воспитательного
взаимодействия в рамках отдельного
урока, внеклассного мероприятия, так и
на этапе определения динамики нравственного
становления личности. С этими положениями
нельзя не согласиться.

Вместе
с тем реализация вышеназванных требований
в области диагностики воспитанности
и, в частности, нравственной нам
представляется весьма затруднительной.
Прежде всего, это связано с отсутствием
в данной сфере педагогической диагностики
единых критериев и показателей. Кроме
того, ряд ученых считает необходимым
навсегда отказаться от «уровней
воспитанности», от «меры воспитанности»,
а основным объектом анализа и оценки
воспитательного процесса сделать
субъектность воспитанника (Н.Е.

Щуркова
и др.). Эта позиция требует внимательного
отношения к ней. Она связана как с
этическими моментами (насколько мы в
праве вмешиваться во внутренний мир
человека), так и чисто профессиональными
(насколько реально полное выполнение
диагностических процедур учителем в
его повседневной деятельности).

Действительно,
характеристика уровней воспитанности,
балльная оценка нравственных проявлений
личности зачастую не отражают особенностей
нравственного становления личности,
неповторимость ее нравственного облика.
Кроме того, рамки урочных и внеурочных
занятий со школьниками не позволяют
учителю применять диагностические
методики, требующие длительной обработки
полученных результатов.

В связи с этим
мы видим необходимость разделения их
на две группы: диагностические методики,
используемые на этапе определения
эффективности воспитательного воздействия
в рамках конкретного урока или внеклассного
мероприятия, и диагностические методики,
используемые на этапе определения
динамики нравственного становления
личности.

На
практике можно убедиться в значимости
методик, не обладающих четко разработанными
критериями и показателями уровня
сформированности изучаемого качества,
но предоставляющих ценный материал для
качественного анализа. Благодаря этим
методикам, педагоги узнают, умеют ли их
воспитанники понимать другого человека,
кого и за что могут простить, чем
мотивировано их поведение, способны ли
они к доброжелательности или только к
зависти и т.п.

  • лаконичность
    содержания диагностического
    инструментария, что обеспечивает
    небольшие временные затраты на проведение
    исследования;

  • воспитательная
    направленность диагностики (помимо
    основной своей функции диагностические
    методики должны ставить школьников в
    ситуации нравственного усилия,
    размышлений, выбора, что является
    средством становления их личности);

  • органическая
    взаимосвязь диагностики с содержанием
    урока, внеклассного мероприятия, что
    обеспечивает ее скрытый характер (дети
    не чувствуют себя объектом исследования);

  • интересные для
    детей и школьников содержание и форма
    диагностики.

Содержание
этих требований можно проиллюстрировать
на примере использования конкретных
диагностических методик. Так, например,
методика «Незаконченное предложение»
отличается как краткостью инструкции
для испытуемых, так и небольшими
временными затратами для ее проведения,
что позволяет ей легко вписаться в рамки
урока или внеклассного мероприятия.

Духовно нравственные ценности общества это

Возможность менять ее содержание в
зависимости от поставленных целей
обеспечивает органическую взаимосвязь
с содержанием проводимого занятия.
Воспитательная направленность методики
связана с необходимостью высказать
вполне определенное суждение и
определенное отношение к исследуемому
нравственному понятию или ценности.

Приведем
пример использования данной методики
в начальных классах. В исследовании
участвовали 232 учащихся Челябинска.
Детям было предложено закончить
предложение: «Я думаю, справедливость
– это …». Приведенные ниже ответы
младших школьников убедительно
доказывают, насколько важно в данном
случае провести не столько количественный,
сколько качественный анализ.

Наиболее
часто встречающимся ответом является:
«Я думаю, что справедливость – это когда
человек говорит правду и делит все
поровну». Это достаточно распространенное
детское суждение позволяет нам сделать
вывод как о зарождающемся у детей
понимании справедливости (по В.И. Далю:
«правда – истина на деле, истина во
благо, ведать – знать»), так и о некотором
заблуждении в ее понимании (поступить
по справедливости – это не значит
разделить поровну, обеспечить равенство
всех и во всем, а вести себя в соответствии
со знанием правды-истины на деле).

В
нескольких работах встретились такие
ответы: « когда человек умеет оценивать
свой или чужой поступок и при этом
уважает друга», «когда человек справедлив
к другому человеку», «когда человек
может заступиться за другого и за себя»,
«когда человек никого не обижает, не
дерется, защищает всех».

«когда какой-то человек не
идет на войну, тогда другой справедливый
человек идет вместо него». Конечно,
сложно достаточно точно интерпретировать
суть данных высказываний, скорее всего
эти суждения ближе к высокому смыслу
справедливости. Педагогу в этом случае
следует уделить внимание расширению
словарного запаса детей, обучению их
точному формулированию своих мыслей.

Среди
ответов младших школьников встречаются
неточные и неправильные высказывания:
«когда к тебе относятся вежливо», «когда
один человек прав, а другой не прав»,
когда человек не предает никого», «когда
человек не пьет, не курит» и т.п. На наш
взгляд, палитра ответов младших школьников
позволяет педагогу внести коррективы
в содержание нравственного воспитания
детей.

Ачто вы думаете о сущности справедливости?
Каковы признаки этой нравственной
категории? Как вы относитесь к следующим
высказываниям: «Справедливость в
нравственном смысле есть некоторое
самоограничение, ограничение своих
притязаний в пользу чужих прав;справедливость
является, таким образом, некоторым
пожертвованием,
самоотрицанием» (В. Соловьев).

«Справедливость не существует сама по
себе; это – договор о том, чтобы не
причинять и не терпеть вреда, заключенный
при общении людей и всегда применительно
к тем местам, где он заключается»
(Эпикур). «Существует две обязанности
справедливости: одна – никому не вредить,
другая – помогать общей пользе»
(Цицерон).

Думается,
методика «Незаконченное предложение»
позволяет увидеть уникальность
внутреннего мира ребенка. Об этом
свидетельствуют ответы детей, полученные
в ходе другого исследования. Определяя
понятие «скромность», некоторые учащиеся
очень трогательно писали: «когда человек
сделает добро и никому не скажет», «когда
человек много не просит, не наглый»,
другие невольно показывали свое
негативное отношение к современному
человеку: «человек не деловой, как
некоторые».

Таким образом,
использование методики «Незаконченное
предложение» позволяет обеспечить
технологичность образовательного
процесса.

На
этапе определения динамики нравственного
становления личности необходимо
использовать диагностические методики,
обладающие четко разработанной системой
обработки и анализа полученных данных.
В качестве примера приведем методику
«Изучение социальных эмоций» Г.А.
Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной [13].

Она
состоит из двух серий. В первой серии
детям предлагается ответить на вопросы
типа «Можно ли смеяться, если твой
товарищ упал? Почему?». Во второй серии
от ребенка требуется закончить несколько
ситуаций типа «Катя и Вера играли в
пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла.
Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала
Вера? Почему?». Г.А. Урунтаева и Ю.А.
Афонькина предлагают следующую схему
анализа:

  • как
    ребенок относится к сверстникам
    (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает
    ли кому-то предпочтение и почему;

  • оказывает
    ли другому помощь и по какой причине
    (по собственному желанию, по просьбе
    сверстника, по предложению взрослого);
    как он это делает (охотно, помощь
    действенная; неохотно, формально;
    начинает помогать с энтузиазмом, но
    это быстро надоедает и т.д.);

  • проявляет
    ли чувство долга по отношению к
    сверстникам, младшим детям, животным,
    взрослым, в чем оно выражается и в каких
    ситуациях;

  • замечает ли
    эмоциональное состояние другого, в
    каких ситуациях, как на это реагирует;

  • проявляет
    ли заботу о сверстниках, младших детях,
    животных и как (постоянно; эпизодически);
    что побуждает его заботиться о других;
    в каких действиях выражается эта забота;

  • как
    реагирует на успех и неудачи других
    детей (равнодушен, реагирует адекватно,
    реагирует неадекватно – завидует
    успеху другого, радуется его неудаче).

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. “Добро” кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Духовно нравственные ценности общества это

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector