Азан и икамат. Призыв на намаз

Призыв и начало молитвы в ханбалитском мазхабе

Для того чтобы разобраться в том, что означают слова “азан” и “икамат”, нужно сначала рассмотреть понятие “мазхаб”.

Мазхаб – это религиозная школа ислама. Сейчас существует четыре богословско-правовых школы. Это ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский мазхабы. Эти мазхабы вобрали в себя все многообразие исламского богословия. Отличаются они между собой способом произнесения молитв, позами, которые принимают во время моления и т. д., то есть в каждой исламской богословско-правовой школе существуют свои сложившиеся обычаи и традиции, поэтому и молитвы произносятся по-разному.

Стоит отметить, что во время утреннего фаджр-намаза добавляется следующая фраза: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Стоит отметить, что в ханафитском азане во время утреннего намаза читают фразу:”Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”. Данная фраза читается после слов «хайя ‘аляль-фалях, хайя ‘аляль-фалях». Вставленная фраза говорит о том, что молиться лучше, чем спать. Неудивительно, что выражение читают именно утром.

Икамат в ханафитском мазхабе произносится практически так же, как и азан, даже слова похожи. Здесь отличие между азаном и икаматом всего лишь в одной фразе и скорости чтения молитв. Дело в том, что икамат положено читать намного быстрее азана. Отличительная фраза следующая:”Кад камати-ссаляту, кад камати-ссалях”. что означает выстаивание молитвы.

Некоторые постановления, связанные с азаном и икаматом

Икамат

Объявление о начале молитвы посредством определенного зикра

Азан

Оповещение о наступлении времени молитвы посредством определенного зикра (поминания)

азан и икамат являются утвержденной сунной, узаконенной только для пяти молитв, как в путешествии, так и вне него.

Азан и икамат. Призыв на намаз

Ведь азан и икамат относятся к внешним обрядам ислама, и их окончательное оставление не является дозволенным.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если наступит (время) молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом”. [Хадис согласован]

азан и икамат являются сунной. Передается от ’Укъба бин ’Амира, что он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Ваш Господь удивляется пастуху овец на вершине горы, который дает азан и совершает молитву. И говорит Аллах Всемогущий и Великий: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай”. [Приводится у ан-Насаи]

Мудрость, заложенная в азане

1. Оповещение о времени и месте молитвы.

2. Побуждение к коллективной молитве.

3. Пробуждение беспечных, напоминание забывшим о совершении молитвы, являющейся одной из самых великих милостей.

Когда был узаконен азан? И что послужило причиной этого?

Азан был узаконен в первом году хиджры. И причиной тому послужила нужда в установлении какого-либо знака, по которому люди могли бы узнавать о наступлении времени молитвы.

И мусульмане, посоветовавшись, не пришли к какому-либо определенному решению. Когда же наступила ночь, АбдуЛлах ибн Зейд увидел во сне человека, несущего колокол.

Тогда АбдуЛлах сказал ему: “Продаешь ли этот колокол?” Тот человек в свою очередь спросил: “А что ты будешь с ним делать?” Сказал АбдуЛлах: “Мы будем призывать на молитву посредством него”.

Тогда тот мужчина сказал: “Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем это?” Сказал АбдуЛлах: “Укажи”. И тогда тот человек обучил его азану, а затем икамату [Приводится у ад-Дарими].

Сказал АбдуЛлах: “Утром я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о своем сне. И тогда он сказал: “Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя”.[Приводится у Абу Дауд]

1. Форма азана: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах”. [Приводится у Муслим]

2. Форма икамата: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Къади къамати-съ-съаляту, къади къамати-съ-съалят (у). Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах”.

1. В случае объединения двух молитв, например, как обеденной (зухр) и послеобеденной (аль-›аср), следует ограничиться одним азаном, а затем произнести икамат отдельно для каждой из молитв.

2. Если икамат был произнесен, а затем возникла задержка с началом молитвы, то нет нужды в повторении икамата.

а) произношение с вопросительной интонацией, что осуществляется в арабском языке путем добавления буквы “хамза” в начале слова. Например, так: “ААллаху ААкбар?”

б) протяжение звука “а” после буквы “б” в слове “акбар”. Например, так: “Аллаху Акбаар”.

в) Добавление буквы “уау”, имеющие значение союза “и” в русском языке. Например, так: “Аллаху уа Акбар”.

4. Если был дан икамат для начала обязательной коллективной молитвы, то начинать дополнительную молитву запрещается.

Если же человек начал совершение дополнительной молитвы, а затем был дан икамат, то ему следует довести ее до конца с условием, что до ее завершения остается немного.

В противном же случае, ему следует прервать ее без таслима (однако, если это будет с таслимом, то в этом нет ничего предосудительного) и присоединиться к имаму в совершении обязательной молитвы.

5. Азан несовершеннолетнего, но при этом различающего мальчика (мумайиз) является действительным.

6. Азан является узаконенным также и в том случае, если человек проспит время молитвы или забудет совершить ее вовремя.

И доказательством тому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (когда он вместе со сподвижниками проспали утреннюю молитву и проснулись при восходе солнца) “повелел Билялю, и тот дал азан. Затем они совершили омовение и выполнили желательные два рака’ата, совершаемые перед утренней молитвой.

7. Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.

Передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Повелел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что если кто-либо из вас находился в мечети, а затем призвали к молитве, то пусть не выходит, пока не совершит молитву”. [Приводится у Ахмад]

Чего не следует делать

1. Чрезмерность в распевании азана, которая приводит к изменению букв, харакатов, добавлению и убавлению звуков.

2. Произношение слов благословения и приветствия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, громким голосом после азана.

3. Слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха” после того, как человек, говорящий икамат скажет: “Къад къамати съ-съаляту”.

Тому, кто повторяет за этим человеком, следует сказать также “Къад къамати съ-съаляту”.

В слова азана утренней молитвы следует добавить: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” дважды.

Подтверждением этого являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если же будет утренняя молитва, то говори: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум”, “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум”[Приводится у Абу Дауд].

Итак, сначала необходимо разобраться в рассматриваемых понятиях. Икамат означает начало молитвы, а азан – это призыв к ее началу.

Слова икамата произносятся очень тихо и быстро, а слова азана проговариваются намного медленнее. В соответствии с разделением мусульман на мазхабы, каждая группа верующих остановилась на том варианте произношения азана и икамата, который посчитала более правильным.

Стоит сказать еще о паре моментов. Человек, услышавший чтение азана и икамата в непривычном для его слуха виде, не должен перебивать, исправлять или осуждать молящегося. Для этого следует более подробно рассмотреть чтение молитв в каждом мазхабе. Каждая из школ отличается тем, как читают азан и икамат.

Существует следующий вариант перевода икамата на русский язык: “Аллах Велик, нет Бога, кроме него, Мухаммад его Пророк! Спешите к молитве и спасению, она уже началась! Аллах Велик и нет Бога, кроме него!”

Считается, что человек, услышавший призыв на молитву, обязан повторять за муаззином его слова.

У мусульман призыв на молитву и начало молитвы является очень важной религиозной традицией. За отказ от их произнесения человеку приписывается грех, но только в том случае, когда молитва коллективная. Слова молитв могут отличаться в зависимости от религиозной школы. Времени между азаном и икаматом хватает для того, чтобы люди могли прийти для совершения молитвы. Священные слова произносятся только при коллективной молитве, они оповещают верующих о скором наступлении намаза.

Правоверному мусульманину, молящемуся в одиночестве, нет необходимости в произнесении данного призыва. Стоит отметить, что азан и икамат произносятся громко, чтобы слышали все. На самом деле слова молитвы звучат очень красиво и приятны для слуха.

Особенность молитв в шафиитском учении

Азан и икамат. Призыв на намаз

Этот мазхаб отличается от остальных тем, что чтение азана здесь начинается с двукратного произнесения “Аллаху акбар”, в то время как в остальных мазхабах эта фраза произносится четырежды. Все предложения, в которых содержится слово “ашхаду” (то есть “свидетельство”), произносятся намного тише остальных. После тихого произнесения выражений необходимо вернуться в начало и произнести те же самые фразы, только уже с обычной громкостью.

Иногда тихую часть чтения азана пропускают и начинают с громкой. Такой способ произнесения молитвы также считается правильным. Желательно в соответствии с маликитской богословско-правовой школой читать азан полностью и не отклоняться от правил.

В отличие от других мазхабов перед утренним фаджр-намазом принято вставлять следующие слова: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Икамат в маликитской богословско-правовой школе отличается от остальных тем, что он вдвое короче остальных, и только двойной “Аллаху акбар” в конце остался без изменения. Фраза “Кад камати-ссалях” произносится только один раз.

Шафиитский азан похож на маликитский. Единственным отличием является то, что начинается молитва с четырехкратного прочтения “Аллаху акбар”. В остальном данные виды азанов идентичны. Начало молитвы начинается с тихого прочтения текста, а после те же самые слова читаются громко. Как и у маликитов, здесь можно пропустить тихую часть прочтения. Это не является нарушением. В данном случае шафиитский азан будет похож на ханбалитский или ханафитский.

В утреннем фаджр-намазе к азану прибавляется следующая фраза: “Ас-Саляту хайрум-минан-наум. Ас-Саляту хайрум-минан-наум”.

Икамат у шафиитов, также как и азан, схож с маликитским. Разница заключается лишь в двукратном произнесении фразы “кад камати-ссалях”.

Считается, что слова азана и икамата необходимо произносить только при совместной молитве. Человеку, молящемуся в одиночку, нет необходимости произносить слова призыва и начала молитвы. Коллективное моление может происходить и без прочтения азана и икамата. В этом случае их молитва будет засчитана, но одновременно посчитается и за грех.

Мусульманская молитва

Если попробовать перевести азан на русский язык, то получится следующий текст: “У человека нет и не будет сил для поклонения, если только Аллах не поможет нам в этом и не облегчит наш труд”.

Существует несколько вариантов азана. В одной из известных версий изложено следующее: “Аллах Велик и нет Бога, кроме него, а Посланник Аллаха – Пророк Мухаммад! Спешите к молитве и спасению! Аллах Велик и нет Бога, кроме него!”

Когда был узаконен азан? И что послужило причиной этого?

Азан был узаконен в первом году хиджры. И причиной тому послужила нужда в установлении какого-либо знака, по которому люди могли бы узнавать о наступлении времени молитвы.

И мусульмане, посоветовавшись, не пришли к какому-либо определенному решению. Когда же наступила ночь, АбдуЛлах ибн Зейд увидел во сне человека, несущего колокол.

Тогда АбдуЛлах сказал ему: “Продаешь ли этот колокол?” Тот человек в свою очередь спросил: “А что ты будешь с ним делать?” Сказал АбдуЛлах: “Мы будем призывать на молитву посредством него”.

Тогда тот мужчина сказал: “Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем это?” Сказал АбдуЛлах: “Укажи”. И тогда тот человек обучил его азану, а затем икамату [Приводится у ад-Дарими].

Сказал АбдуЛлах: “Утром я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о своем сне. И тогда он сказал: “Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя”.[Приводится у Абу Дауд]

Достоинства азана

1– В Судный день за муаззина будет свидетельствовать все, чего достигал его голос.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждый, кто из джиннов, людей и всего сущего услышит предел голоса муаззина, тот будет свидетельствовать за него (муаззина) в день Воскрешения”. [Приводится у аль-Бухари]

2– Если бы люди знали, какое благо на самом деле заключается в азане, то они бы состязались за право давать азан.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы люди знали, что заключено в призыве (на молитву) и первом ряду, а затем бы не нашли ничего, кроме как бросить жребий за это, то они бы его бросили”. [Приводится у аль-Бухари]

Условия действительности азана

1. Призывающий на молитву должен быть мусульманином мужского пола, находящимся в разуме.

2. Соблюдение очередности слов азана.

3. Беспрерывность азана, то есть между словами азана не должно быть большого перерыва.

4. Азан должен совершаться при наступлении времени молитвы.

Желательные действия в отношении того, кто дает азан

1. Быть обращенным в сторону Киблы.

2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

Следует положить два указательных пальца в уши

Желательные действия в отношении того, кто слышит азан

1. Быть обращенным в сторону Киблы.

2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

Слова азана и икамата

3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

Следует положить два указательных пальца в уши

1. Повторение вслед за муаззином, за исключением слов: “Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях!”.

В этом случае следует сказать: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (“Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха”.). [Приводится у аль-Бухари]

2. Слова после завершения азана: “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”

Молитва возле мечети

(Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как Господом, Мухаммадом, как посланником, исламом, как религией”). [Приводится у Муслим]

3. Попросить благословения для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказать: “Аллахумма раба хазихи д-дау’ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасиляиа уаль-фадылята, уа б’асьху макъаман махьмудан аллязьи уа’адтаху”

(О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду аль-Уасиля и высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему”). [Приводится у аль-Бухари]

4. Совершение ду’а, так как мольба между азаном и икаматом не бывает отверженной.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мольба между азаном и икаматом не отвергается”. [Приводится у Ахмад]

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector