Особенности русского свадебного обряда

Сватовство. Разведка боем

По традиции о свадьбе молодых договаривались сваты и родители. Перед сватовством часто проводили предварительное «запытывание» — узнавали, готова ли избранница выходить замуж. Разговор сваты вели иносказательно: «Вот, говорят, у вас овечка есть. А у нас — купец», «У вас тут телушечка заблудилась!» или «Наши охотники ходили в округе и нагледили лису.

Чтобы на первом «свидании» не отказали, в Ленинградской области, войдя в хату, старались «завалить клюки» (кочерги или ухваты), а по казачьей традиции мать жениха прятала под кофтой веник. Гости приносили для родителей невесты пирог. Если «запытывание» проходило неудачно, пирог возвращали обратно. В Белгородской области гостям после отказа могли вынести «гарбуз» (тыкву) — но только в том случае, когда жених не устраивал категорически.

Если «запытали» успешно, мать невесты делила пирог от сватов на две или четыре части, а будущая жена в знак своего согласия дарила жениху платок, покрывало или простынь. Родители могли сразу же договориться об официальном сватовстве — этот обряд в каждом регионе назывался по-своему. На сговоре (или магарыче, пропое, барыше, запоинах) пели веселые застольные песни. На стол подавали традиционные блюда: пироги, холодец и окрошку. Родня жениха приносила с собой сало, ржаной хлеб и крепкий алкоголь.

Свадебная песня «Пьяница-пропойница» в исполнении А.И. Курской и М.И. Долженко из села Купино Шебекинского района Белгородской области

После окончательного сговора невеста уже не могла отказать жениху, это считалось оскорблением. Наступал период подготовки подарков будущим родственникам. Обычно невеста шила или вязала для жениха какую-нибудь одежду: шарф и перчатки, нижнее белье или даже весь свадебный костюм. К торжеству также готовили «сундук» — приданое. Полотенца, наряды и постельное белье шила и украшала вышивкой сама невеста с близкими родственницами.

Русская свадебная традиция

Во все времена обряд женитьбы делился на несколько частей, растянутых во времени. Каждый этап требовал не только определенных слов и действий, но и других обязательных атрибутов – костюмов, подарков, украшения помещений или средств передвижения. Основные этапы:

  • Сватанье
  • Обручение
  • Подготовка
  • Свадебный поезд
  • «Покупка» невесты
  • Венчание
  • Гуляние и пир
  • Второй день свадьбы – блинный

Особенности русского свадебного обряда

Весь процесс занимал от одной недели до трех месяцев. У крестьян даты расставлялись в соответствии с церковным и сельскохозяйственным календарями. Участие принимали не только родственники, но и друзья жениха и невесты.

Особенной красотой, торжественностью и великолепием отличался центральный этап – венчание.

Интересно, что многие традиции дожили до наших дней. Но, хотя форма их осталась почти прежней, суть полностью изменилась.

Сватанье

Если сейчас сваты приходят добиваться согласия молодой, то раньше они шли за благословением отца. Приходили обычно не родители жениха, а его родственники или знакомые, обладающие самым высоким социальным статусом. Весь процесс мог проходить без невесты, ее желание мало интересовало участников церемонии.

Что характерно, на сватовстве было не принято говорить прямо, использовались косвенные выражения. «У вас товар, у нас купец» или «У вас курочка, у нас петушок». Сваты заводили разговор издалека, ведь отец молодой первый раз должен был ответить отказом. Хотя во многих случаях, именно он был больше всех заинтересован в браке. Поэтому церемония отдаленно напоминала торговлю – будущий тесть расхваливал свою дочь и приданное, а сваты хвалили жениха и его род.

Смотрины

Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался положительно. Поэтому следующий этап – это смотрины, визит родителей невесты к жениху. По старой православной традиции муж забирал жену к себе домой. Поэтому отец будущей новобрачной ехал смотреть на хозяйство, в котором будет жить и работать его дочь.

Формально именно во время смотрин родители жениха впервые могли посмотреть на невесту и пообщаться с ней. В некоторых регионах обряд смотрин проходил иначе – родители жениха ехали (после сватов) к родителям невесты.

русская свадьба

В любом случае, именно на смотринах семьи принимали окончательное решение о браке и о размере приданного. Для невесты этот день был самым важным. Понятно, что формально решение принимал всегда глава семьи. Но мы то знаем, что решение вместо мужчины часто принимает женщина, будущая свекровь.

(Благословение невесты)

Помолвка в православном мире сильно отличалась от западного. Хотя наши предки тоже использовали кольца для венчания, этот аксессуар не играл главенствующей роли. Самым важным было официальное объявление согласий отцов каждой из стороны и объявление даты. Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» – отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам».

Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств.

Подготовка

(Подготовка невесты к свадьбе)

Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона. В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное.

Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни.

«Свадебный поезд»

Под этим термином в старину подразумевался кортеж из лошадей и подвод, на котором жених и невеста ехали в церковь. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения.

Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.

«Выкуп» за невесту

В нашей православной традиции всевозможные ритуалы, связанные с «покупкой» невесты или права проезда жениха, могли проходить на всех этапах свадебной церемонии. В некоторых селах символическую плату брали даже со сватов, которые только шли с предложением.

В большинстве случаев размер платы был символичным или взимался в виде совершения какого-то действия. Иногда предметом выкупа могла быть не сама невеста, а что-то из ее вещей или часть свадебных угощений. Эта часть церемонии во все времена была самой веселой и интересной. Наши предки тоже любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку.

Венчание в церкви

Особенности русского свадебного обряда

Самое важное таинство во всем свадебном ритуале. Именно тут невеста становилась женой, а жених – мужем. На церковный обряд бракосочетания священнослужитель надевал самые красивые и торжественные одежды. На головы молодоженом возлагались венцы, часто имеющие форму короны.

Ряд ритуальных действий во время венчания символизировал единение молодоженам. Им связывали руки одним полотенцем или поясом, они пили из одной чаши или ели один кусок хлеба. На севере России было принято давать молодым один платок, они должны были, держась за него, войти в церковь.

Только сейчас церковный обряд венчания обрел одинаковую форму по всей стране. В старину священники старались следовать традициям той местности, в которой служили. Они могли накрывать головы молодых тканью или «сталкивать их лбами». Иногда молодые обходили алтарь, становились на одно полотенце, платок или пояс. Вы удивитесь, но традиция после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку, существует уже несколько столетий.

Сразу после завершения обряда в церкви начинались гулянья. Проходили они, как правило, в доме жениха. Из-за обилия красного цвета в одежде новобрачных, в некоторых регионах России традиционное застолье еще называют «красным обедом».

Свадебных столов могло быть сразу несколько. Гости делились по полу, социальному статусу либо родственным связям. В любом случае, самой важной деталью обряда был процесс рассаживания гостей. Молодые как бы обозначали свое отношение к каждому из гостей. Тут впервые молодожены могли вместе сесть за стол, на самое почетное место, под иконами.

Почти во всех регионах России принято продолжать гуляния и на второй день после свадьбы. Только на эту церемонию приглашают уже не всех гостей, а только самую близкую родню и друзей.

Гадания. Кто в доме хозяин?

Перед самой свадьбой и жених, и невеста, и их родственники гадали, чтобы узнать, как сложится совместная жизнь молодоженов.

Некоторые свадебные обряды помогали составить психологический портрет избранника надежнее, чем гороскоп. Родственники невесты утром в день свадьбы привозили в дом жениха украшенную лентами курицу. Ее запускали под стол и угощали пшеном. Если курица громко кудахтала и хлопала крыльями, то жениху следовало приготовиться: жена будет сварливой. А невесте дополнительные беспокойства доставлял сломанный каблук. Эта примета говорила, что у мужа будет тяжелый характер.

С помощью караваев «решали», кто будет хозяином в доме. Чья сваха — жениха или невесты — выше поднимала каравай, тот и будет главенствовать в семье. В Свердловской области судьбу молодой семьи также определяли свахи: при встрече они здоровались за руки и обменивались наполненными рюмками. Затем чокались, и каждая старалась перелить вино в рюмку другой. Чьей свахе это удавалось, тот и будет хозяином в доме.

В Белгородской области гадали на каравае с двумя свечками. Одна из них олицетворяла жениха, другая — невесту. Каравай сажали в печь: чья свеча гасла, тот и разлюбит свою половинку первым.

Обмен свах хлебами — фрагмент свадебного обряда в исполнении Л.В. Кораблевой и Е.А. Тебеньковой из деревни Слобода Афанасьевского района Кировской области

Свадебные костюмы

Важная роль отводилась одежде участников церемоний. Главные цвета – красный и белый. Красный символизировал мужскую силу и богатство, а белый – женскую чистоту, непорочность и красоту. Тканые вещи украшались причудливой вышивкой с символическими узорами.

обряд сватовства на Руси

Интересно, что в Древнем Риме и Средневековой Европе красный цвет одежды могли позволить себе только очень богатые люди. Краситель добывался из раковин средиземноморских моллюсков и стоил дорого. На Руси красная краска делалась из кармина, вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже из бедняков, могла позволить себе шикарный наряд красивого, темно-красного цвета.

Наряд невесты

Молодая обувала на ноги сандалии, лапти или шерстяные валенки, в зависимости от сезона. Ближе к началу ХХ века часто стали использоваться кожаные сапожки.

Под одежду невеста надевала рубаху из домотканого полотна. В те времена еще не существовало нижнего белья, его функции выполняла эта деталь гардероба. Повседневные рубахи были простыми и грубыми. Другое дело – свадебная. Невеста начинала украшать и вышивать свои наряды еще до того, как определялась дата венчания. Чаще всего применялись нитки красного и желтого цветов.

На рубаху надевался сарафан – платье с лямками, не без рукавов. Он мог состоять сразу из нескольких частей и обычно имел клиноподобную форму. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, самое узкое место сарафана находилось вверху, в районе груди. А самое широкое – у земли. Цвет почти всегда был красным, в редких случаях – белый или черный с обилием разноцветной вышивки.

Поверх сарафана надевали передник, который служил своеобразной «визиткой» невесты. Девушки тратили годы на украшение его вышивкой. Весь костюм стягивался одним или несколькими поясами.

Отдельно стоит отметить головной убор новобрачной. Практически во всех регионах России женщины носили кокошники. Могла отличаться только форма или декоративные элементы. По традиции, невеста должна была снять кокошник только перед своим будущим мужем, на церемонии венчания. Священник возлагал на склоненные головы молодоженов венцы и начинал обряд.

Наряд жениха

русские свадебные традиции

Если в западных странах молодой надевает невзрачный костюм и теряется в пестрой толпе, то на русской свадьбе его одежда выделяется сред других. Главный элемент – красная рубаха или косоворотка. В холодное время года ее мог заменить кафтан того же цвета. Часто для пошива костюма использовалось не грубое сукно, а тонкая и изящная льняная ткань.

На ноги жених надевал штаны или как говорили на Руси – портки, часто черного цвета, и сапоги. Нижняя часть мужского костюма не имела особого значения.

Головной убор жениха – обязательно шапка, вне зависимости от сезона. Меха всегда стоили дорого и являлись признаком достатка. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, украшенную бархатом или жемчугом, даже летом. Простые люди носили шапки из войлока.

Свадебный поезд. Дорогу жениху!

Утром в день свадьбы жених отправлялся к невесте на свадебном «поезде». Первый конь в упряжке был самым нарядным — с лентами, колокольчиками и цветами. Родственники невесты старались перекрыть путь процессии и «продавали дорогу». Жених откупался наливкой или подарками.

Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области

В доме невесты его также ждали непредвиденные расходы: он выкупал места за столом и для себя, и для своих гостей.

А в некоторых регионах дразнилки и корилки были отдельной свадебной традицией. И родственники устраивали на свадьбах песенные перепалки.

Корения представителей родов жениха и невесты в свадебном обряде деревни Петрищево Духовщинского района Смоленской области

Свадебный пир. В перерывах — танцы

В день свадьбы невесту ждал особый обряд — повивание. Девушку причесывали и меняли головной убор на новый — замужний. Сваха прикрывала ее от сглаза фатой, заплетала две косы «на бабий манер» и укладывала их пучком или «рожками». А поверх прически надевали головной убор, обозначающий новый социальный статус. Это был чепец или почапушник, сорока или кукошник — в зависимости от региона.

Повивание невесты на свадьбе в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области

Одевание невесты в женский костюм на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

На стол в день свадьбы подавали куриную лапшу, холодец, пироги, кисели, узвары (компоты) и кашу. На праздничном ужине появлялись и особые блюда — «шишечки» (маленькие булочки) и свиной окорок, который перед свадьбой варили целые сутки. Тут же резали свадебный каравай и раздавали всем по кусочку. Жених и невеста, опасаясь сглаза, иногда ели в отдельной комнате.

Ни одна традиционная русская свадьба не проходила без музыки и танцев. В Псковской области на торжестве играли свадебные марши — на скрипках и цимбалах.

«Надельный марш» — свадебный наигрыш на скрипке и цимбалах в исполнении Я.П. Петрова (скрипка), В.А. Борисова (цимбалы) из деревни Бондари Себежского района Псковской области

В Подмосковье под праздничные песни плясали «проходки». Этот танец обычно разучивали прямо на свадьбе.

Проходочная песня «Яровая солома» в исполнении фольклорного ансамбля из деревни Субботино Павлово-Посадского района Московской области

Первая брачная ночь также сопровождалась обрядами. На стол ставили кувшин с калиной, который символизировал невинность молодой жены. В Воронежской области брачное ложе молодых «согревала» другая пара — друзья или родственники, которые были счастливы в браке.

Рассказ о брачной ночи группы исполнительниц из деревни Липовка Шумячского района Смоленской области

Второй день свадьбы. Испытания невесты

Второй день свадьбы — время испытаний молодой жены на хозяйственность (и стрессоустойчивость). Ее могли отправить к колодцу, а затем снова и снова выливали воду, пока она не откупится традиционными подарками — водкой, носовыми платками или табачными кисетами.

русский народный наряд невесты

Обряд выливания воды с ряжеными на второй день свадьбы в селе Белица Беловского района Курской области

Во время другого испытания молодая хозяйка должна была, подметая, отделить деньги от соломы, почти как Золушка. Солому вперемешку с монетами по полу рассыпали родственники, приговаривая: «Не слепая ли наша молодайка?» В Тверской области на второй день свадьбы в избе расставляли столы. Их невеста застилала сотканными ею скатертями. Если их было много, молодую жену ждали почет, уважение и звание хорошей рукодельницы.

Потом родственники и гости съезжались пировать в дом родителей жены. После застолья всех ждали карагодные (хороводные) танцы и песни, посвященные молодой семье.

Плясовой наигрыш «Чеботуха» с припевками в исполнении А.А. Ельниковой, М.С. Ельниковой, Е.Г. Чупахиной, А.П. Беловой из села Белица Беловского района Курской области

Особый обряд существовал на случай, если вдруг свадьба затянулась, а гости засиделись. Жители Белгородской области, например, по полу рассыпали табак и поджигали его. Гости, понимая намек, вскоре расходились.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector